География учит войне. Самые взрывоопасные школьные дисциплины

 

География учит войне. Самые взрывоопасные школьные дисциплины

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Петр Задорожный// © Flickr/DAVID HOLT// © Wikimedia Commons

В начале ноября в Италии пройдёт выставка, посвящённая влиянию географических карт на военнизированность масс. Как разобрался Лайф, география, ровно, как и ряд других дисциплин, действительно нередко использовалась в учебных заведениях для того, чтобы сеять в молодых сердцах семена раздора.

Словно по заветам Артура Шопенгауэра, иногда излишние знания могут сделать человека несчастными. А от частного к общему и того недалеко: внушать массам ненависть и неприятие всегда проще, если для этого у подрастающего поколение есть место в сетке занятий. 

C 6 ноября в итальянском исследовательском центре Fondazione Benetton пройдёт выставка, которая расскажет с помощью карт о том, "как география влияла на войны". Лайф выяснил, что эта тема актуальна и сейчас: государственная политика диктует свои границы государств на бумаге и доносит свое видение в первую очередь до подрастающего поколения. Похожее происходит в школах и вузах на занятиях по истории и философии. Как подчеркнули эксперты, рассказывать свою правду удобно подрастающему поколению не из-за его восприимчивости (пропаганда работает на всех), а потому что только в учебных заведениях можно обеспечить ежедневную промывку мозгов. 

Именно поэтому движком революций испокон веков была молодёжь — свободная и уверенная в своих убеждениях.

По мнению российского члена учёного совета Русского географического общества Леонида Колотило, географические карты действительно влияют на восприятие мира людьми.

— Человек, который составляет карту мира, воспринимает себя как его центр. Например, карты, которые были изданы в ЮАР, показывают, что эта страна находится в середине мира. Если взять карту, изданную в Австралии, то и там во главе будет Австралия. А Россия где-то там, на ошмётках и обрывках, – поясняет Колотило. — То есть всегда можно с помощью хорошо подобранных картографических проектов, а их огромное количество, изобразить, что именно твоё государство главное. А всё остальное находится непонятно как и где. За счёт карт можно задвинуть и исказить территории другого государства. Однозначно, географические карты — достаточно сильный пропагандистский инструмент.  

География учит войне. Самые взрывоопасные школьные дисциплины

— Абсолютно нелегитимно и непонятно, на каких основаниях США и Европа признали государство Косово. Но на картах, которые издаются в Сербии, оно не обозначено обособлено, — привёл пример географ. 

Как пояснил Лайфу директор "Института политических исследований" Сергей Марков,  на картах отображается визуально государственная позиция в отношении политики, истории. 

— Разные страны рассматривают некоторые спорные территории как принадлежащие себе. Естественно, это самая удобная трансляция нужных идей, ведь даже для полуграмотных людей визуальный ряд будет понятен. Тем более современники чаще осмысливают информацию через картинку, а не через текст. Тем не менее толчком к враждебности становятся не сами карты, а идеи, которые на них показаны, — исторические, политические, — говорит Марков. 

Дисциплинами раздора, по словам политолога, вслед за географией с картами становятся история, религия, философия.

География учит войне. Самые взрывоопасные школьные дисциплины

— Самый очевидный пример современности — украинские учебники (как школьные, так и вузовские), в которых рассказывается, что Украина существовала многие века и к русским никакого отношения не имеет, что Россия всегда подавляла Малороссию, — говорит Марков. — Классическая почва для конфликтов — религия и языки. Стоит сказать про интересное "несовпадение", но сочетание фактов: Россия всегда изучала вторым языком самый популярный в Европе язык: в 18—19 веке это был французский, и мы воевали с Наполеоном, затем это был немецкий в 20-м веке — и СССР воевал с Германией. Сейчас мы конфликтуем с США. Суть в том, что самым популярным всегда был язык европейского гегемона, а последнего, как показывает история, рано или поздно Россия начинала не устраивать.

Философия, в свою очередь, которая преподается в университетах, рассказывает не только об истории науки и классиках мысли. На таком предмете можно подискутировать по поводу современных философско-политических концепций. 

— В 20 веке так распространялась философия расизма. В разных странах идеи превосходства распространялись именно так. Сегодня так продвигается демократия. При этом родоначальники её говорят, что они имеют право навязывать своё и повелевать, — добавил Марков. 

А потому стоит вспомнить самый мощный образец военнизированного лживого учения — разработка в Третьем рейхе учебника идеологии "Миф XX века" Альфреда Розенберга, где все гении были названы арийцами, а расовое превосходство — единственным двигателем мировой истории.  

Стоит отметить, что сегодня фальсификацией истории занимается не только украинская власть, но и прабалтийская. Так, в школах Латвии детям рассказывают о том, что в XX веке СССР оккупировал страну, а за другую правду педагогов наказывает. А в Польше Богдана Хмельницкого, которого в России называют борцом за справедливость, величают как предателя, "отодравшего" от страны кусок и отдавшего России.

Историк Виктория Клепикова также привела в пример враждебного воспитания навязывание официальной идеологии ненависти к иному строю.

География учит войне. Самые взрывоопасные школьные дисциплины

— После 1917 года в исторической науке утвердилась школа "историка-марксиста" Михаила Покровского. Согласно его идеям, дореволюционная Россия не имела никаких положительных сторон и называлась "тюрьмой народов", а русский народ имел статус "колонизатора" и "поработителя", — говорит Клепикова.

Как отметил старший научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов, правдивая история не может являться причиной конфликтов.  

—Людей подталкивают к войне мифы, незнание, невежество, легкомыслие в суждениях. Потому что легенды очень упрощают ситуацию. Задача военных историков — восстановить историческую правду на географических картах. Нужно поощрять стремление людей смотреть объективно на военные сражения, факты, вокруг которых много разногласий, — сказал Бызов. — Только фальсификация в тех или иных дисциплинах может породить войну. 

Руководитель центра "Счастливая семья" Ирина Корчагина заявила, что наиболее вероятно распространение радикальных идей в университетах среди гуманитариев. 

— Математики более рациональны, поэтому влиянию они поддаются сложнее: такие люди всё просчитывают, структурируют. Студенты творческих направлений менее прямолинейны, у них эмоциональное мышление, — говорит психолог. — Большинство гуманитариев девочки, а они ещё более внушаемы, ими проще манипулировать. Это удобно для достижения каких-то массовых целей, потому что накачанные нужной информацией женщины дальше несут идею к мужчинам. Обратите внимание, кого больше в церквях.

 

Оцените статью