Крымчан ждет массовая замена sim-карт. После вступления региона в состав России российские операторы мобильной связи будут работать там напрямую, а не через своих украинских “дочек”. Эксперты прогнозируют, что борьба за использование существующей сотовой инфраструктуры развернется в судах. Российские депутаты уже начали эту борьбу
Сегодня почти все крымские сотовые операторы – “дочки” российских компаний. 100% акций “Киевстар” принадлежат VimpelCom Ltd, который владеет российской сетью “Билайн”. Также в Украине работает сеть “Билайн-Украина”, есть “МТС-Украина” – дочернее предприятие “МТС”, а также сеть “Life:)”, которая работает под юрлицом ООО “Астелит”, принадлежащим турецкой Turkcell и System Capital Management украинского миллиардера Рината Ахметова. Из российской “большой мобильной тройки” на украинский рынок не вышел только “Мегафон”, но у компании тоже есть своя украинская “дочка” — “МФ Телеком”, которая занимается транзитом трафика.
Сейчас украинские операторы работают без сбоев. Только некоторые из них фиксируют повышенную загрузку системы: из-за сложной политической ситуации крымчане стали в 2-3 раза чаще звонить внутри страны и за границу, в том числе в Россию.
Предложение передать Крыму коды стационарной и сотовой связи и почтовые индексы уже поступило в российское министерство связи и массовых коммуникаций от депутата Госдумы Михаила Дегтярева. “Это позволит защитить инфраструктуру, экономику и суверенитет Крыма от посягательств нелегитимных органов власти Киева”, — считает Дегтярев.
Четыре года назад подобный процесс уже происходил на территории Абхазии. Осенью 2009 года Россия подписала с этим регионом “Меморандум о сотрудничестве в области связи”. По нему Абхазии переходили российские коды “840” (для операторов фиксированной связи) и “940” (для операторов сотовой связи). Перестройка работы на новый формат заняла три недели.
Российские операторы сотовой связи не готовы комментировать перспективу своего входа в Крым. Только в “Билайне” dp.ru сообщили, что оператор и так присутствует на крымской территории.
Эксперты полагают, что российские операторы смогут обеспечить Крым связью, но и без проблем не обойдется. Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков вообще сомневается, что “Украина упустит столь лакомый кусочек из своей власти”. Но если это все же произойдет, проблем возникнуть не должно. “Российские операторы быстро придут на крымскую территорию. Правда, я сомневаюсь, что существующую инфраструктуру ждет национализация. Все-таки речь идет о бизнесе, так что оборудование может сдаваться в аренду”, — считает Кусков.
Инфраструктура, необходимая для работы сотовой связи на Украине, — базовые станции, каналы связи, площадки, завязанные на определенные частоты и биллинг (сбор информации для выставления счетов абонентам) и прочее, — принадлежит ОАО “Укртелеком”. Его штаб-квартира расположена в Киеве, а 100% акций через кипрскую компанию и ООО ESU принадлежат все той же System Capital Management и австрийскому концерну Epic, представляющему интересы Фонда Джоржа Сороса Quantum в Восточной Европе.
В Крыму действует подразделение “Укртелекома”, которое контролирует работу местных узлов связи. На прошлой неделе, в разгар волнений, неизвестным удалось повредить волоконно-оптический магистральный кабель компании, и на полуострове пропала мобильная и фиксированная связь и доступ к интернету, который также контролируется “Укртелекомом”.
“Мобильная” инфраструктура в Крыму, как и во всем мире, в большинстве случаев встроена или проведена под землей. Станции работают не сами по себе: к ним поведены магистральные, волоконно-оптические и прочие каналы, электроэнергия. “Уничтожить все это и создать собственную систему с нуля российским операторам будет очень сложно. Национализировать существую систему тоже вряд ли получится, Украина будет против. Подобная ситуация возникала в Абхазии и Осетии. Там велись суды, Грузия выдвигала требования, операторам выписывали штрафы. Только после вооруженного конфликта, когда независимость Абхазии и Осетии признали окончательно, проблемы закончились”, — говорит Юрий Брюквин, гендиректор аналитического агентства “Рустелеком”.
В случае присоединения Крыма к России частоты, на которых работают сотовые операторы, скорее всего, перейдут в собственность новоявленной республики, поскольку считаются таким же народным ресурсом, как земля или ее недра. “Видимо, их надо будет разыгрывать на конкурсе и передавать операторам”, — отмечает Брюквин.
При переходе с “+3” на “+7” всем крымчанам придется менять sim-карты, а возможно, и свои номера. Единственный способ избежать этого – создание “виртуального оператора”. Для этого нужно достигнуть договоренности между новым владельцем частот и прежним владельцем инфраструктуры. Пример работы “виртуального оператора” есть на Северном Кавказе: “сотовая” инфраструктура там принадлежит компании “Вайнах-Телеком”, а частоты обслуживает “Скайлинк”.
Проблемы с телефонными номерами — первое, но не последнее, с чем придется столкнуться крымчанам. Их ждет переход на новые бухгалтерские и фискальные правила, банковские сервисы и так далее.