Российские банки и компании оказались перед реальной перспективой пострадать из-за политики РФ в отношении Украины. По мнению экспертов, США вполне могут применить санкции к России. Возможность разрыва отношений со стороны Евросоюза менее вероятна, однако российские компании могут не получить кредиты из банков стран ЕС, на которые рассчитывали.
В частности, США может использовать экономические и военные рычаги влияния на Россию. Госсекретарь США Джон Керри, прилетевший 4 марта в Киев, пригрозил экономической изоляцией, если РФ решится на эскалацию конфликта в Крыму. Источник в делегации Керри заявил, что санкции могут быть введены уже на этой неделе. Ранее председатель подкомитета по европейским делам в сенате США Крис Мерфи заявил, что сенат может ввести санкции против российских банков, призвать администрацию заморозить активы российских государственных учреждений и частных инвесторов. Кроме того, могут быть введены визовые ограничения для российских граждан.
Российские банки может затронуть американский закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). Он предлагает банкам и финансовым организациям по всему миру с 31 марта 2015 года поставлять службе внутренних доходов США (IRS) информацию об операциях американских клиентов. Можно также подписать международное соглашение с США, и тогда передавать IRS информацию будет национальный налоговый орган. Так уже поступили Великобритания, Германия, Ирландия, Япония, Испания, Швейцария. По этому пути собирается пойти и Россия, проект соглашения был подготовлен еще прошлым летом. Первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что документ скорее всего будет подписан минфинами к июлю, пишут «Ведомости».
Если соглашение не будет подписано до 1 июля, то с выплаты в адрес российских банков и финансовых организаций любого пассивного дохода от американских активов будет удерживаться 30%-ный налог. Его будут удерживать не только американские, но и любые банки, присоединившиеся к FATCA. Без соглашения банки должны будут сами заключить до 1 июля договор с IRS. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте IRS или по почте. Без договора с IRS банку грозят все санкции FATCA, предупреждает руководитель группы в области систем комплаенс KPMG Дмитрий Чистов.
Что касается военных санкций, то представитель министерства обороны США Джон Керби уже в понедельник заявил, что страна прекращает военное сотрудничество с РФ. Возможно, что и союзники США частично приостановят военные отношения с Россией.
Евросоюз о мерах по отношению к РФ пока не говорит. Более того, странам ЕС самим невыгодно прекращать взаимодействие с РФ. Западная Европа сильно зависит от российских энергоносителей и возможности конфликтовать с Россией у нее ограничены, считает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. Экономические санкции могут быть введены против России, только если она выберет наиболее жесткий сценарий – вторжение на территорию Восточной Украины, полагают аналитики Credit Suisse. Любые перебои в энергообеспечении повергнут в кризис едва начавшую оживать европейскую экономику, говорит Валерий Нестеров из «Сбербанк CIB». По его мнению, европейский бизнес будет давить на национальные правительства, чтобы те не прекращали сотрудничество с Россией.
Вместе с тем, российско-украинский кризис может сорвать планы некоторых российских компаний по получению кредитов на общую сумму в 8 миллиардов долларов из банков США, Евросоюза и Японии. В привлечении кредитов из иностранных банков заинтересованы как минимум 10 крупных российских компаний, в том числе «ВымпелКом» Михаила Фридмана, пишет РБК со ссылкой на агентство Bloomberg. «ВымпелКом», в частности, рассчитывает на открытие кредитной линии в 2 миллиарда долларов. Среди других российских компаний, обсуждавших возможность привлечения заемных средств банков в этом году – «СИБУР Холдинг», «Металлоинвест Холдинг». Переговоры с кредиторами проводили «Уралкалий», экспортное подразделение российской ядерной корпорации «Росатом» и нефтегазовая компания «Славнефть».
По мнению лондонского аналитика Barclays Кристиана Келлера, события на Украине негативно скажутся на притоке капитала в Россию. Негативное отношение к российским кредитам сохранится и после кризиса, считает он.