Величественные горы взметнулись над Ялтой. Дикая красота ущелий, таинственные пещеры и расстилающаяся по горизонту неповторимая панорама крымского Южнобережья – все это знаменитое плато Ай-Петри.
Летом и зимой едут сюда толпы туристов. Когда ялтинские пальмы гнет противный январский дождь, на плато снег и чудесные лыжные катания. Из Мисхора на 1200 метров вверх тянется самая большая в Европе безопорная канатная дорога. Билет «туда-обратно» за 100 гривен (400 российских рублей), двадцать минут путешествия по воздуху – и ты вознесся над бескрайней морской синевой.
Однако ворота заповедной Ай-Петринской яйлы превратились в место беззастенчивой выкачки денег. Курортников надо кормить – так на плато появились полсотни кафе и ресторанов. Сколоченные на скорую руку заведения «восточной кухни» приносят супер-доход.
Поначалу треть шалманов принадлежала русским. Однако очень скоро они бежали с Ай-Петри. Одна из самых посещаемых достопримечательностей ЮБК превратилась в место безраздельного доминирования мусульман. Даже Служба безопасности Украины не отрицает, что на плато действуют учебные центры ваххабитов.
Сейчас на верхней станции канатной дороги славянам принадлежит лишь три заведения: «ГАИшный», «прокурорский» и «русский». По понятным причинам два первых проблем не имеют. Зато третий – в беспощадной осаде.
Еще в 90-х коренная сибирячка Наталья работала главным бухгалтером «Артека». Виктор был штатным фотографом лагеря. Когда мечта всех пионеров СССР начала разваливаться, семья Ляминых перебралась в горы. Два года назад выкупили место под кафе.
Построились спокойно. Вложили все семейные сбережения, забыв о крымской ситуации. Стоило принять первых посетителей, как на пороге появились бородатые соседи: «Тут татарская земля!..»
2010-й стал годом сплошного террора. Как звать клиентов, когда при людях, в лицо, чуть ли не ежедневно – угрозы расправы и грязный мат? Сын Наримана, председателя Ялтинского меджлиса открыто грозит «посадить в татарскую тюрьму». Это когда раздевают догола, привязывают к дереву и кто проходит мимо, может бить, плевать, испражняться на несчастного.
Повод для такого наказания – русские посмели поставит достархан и готовить восточные блюда! Значит, «косят» под татар, а это недопустимо…
В Ливадийском РОВД кипа заявлений от Ляминых. О камнях по окнам, оскорблениях, ночных нападениях и попытках поджога. Единственная реакция милиции – предупредили Виктора, что разрядить в нападавших свой 12-й калибр он имеет право, лишь когда татары ворвутся в дом.
Правоверные готовы купить последний русский бизнес. Дают треть от цены и предупреждают, что это еще хороший вариант: «Убирайтесь, иначе выбросим силой».
Продать кафе и наконец-то прекратить кошмар мешает сибирский характер Натальи.
– Во мне кровь Кучума! – непонятно, шутит бесстрашная женщина с раскосыми глазами или говорит серьезно.
На войне как на войне. Взметнулся над крышей российский флаг. Встал рядом лафет маленького старинного орудия. И сквозь липкие крики местных зазывал разносится: «Православные, заходи к нам!»
Оказалось, по нынешним временам это тоже хороший пиар. Гостям с Кубани и Ростова-на-Дону любо бахнуть из пушки «по Крымской орде». Круто повеселились донцы в последний День Победы. Татары молча считали орудийные залпы. А на следующий день, когда ростовчане уехали, на Ай-Петри собрался курултай.
Постановили: российский триколор сорвать, стрельбу из пушки запретить, за 9 мая взять штраф пять тысяч гривен. Решение писал Халид, сын Осана – студент юридического и будущий прокурор.
Напали ночью и сорвали русское знамя. В ответ Лямины зарядили суворовскую пушку настоящей картечью. Триколор развевается вновь. Так и живут…
Последняя атака была на нынешнее Рождество. Неизвестные, которые очень хорошо известны, разбили окна и прилавки. Унесли тяжелую металлическую вывеску, опрокинули орудийный лафет. Левая рука Виктора рассечена топором.
Похоже, на исходе последние силы и одним не оборониться. Русская семья обратилась за помощью к казакам Крыма. Бахчисарайский атаман Сергей Юрченко и казачьи предприниматели Симферополя объявили о готовности поставить на месте событий усиленный кордон. Теперь это будет совместный бизнес, трогать который – себе дороже.
Одновременно появится православная казачья часовня. «Если потребуется, оборудуем рядом блокпост», – говорит атаман Юрченко. Кроме бахчисарайских бойцов, к маю на плато прибудет походная группа Войска Запорожского.
Казаки – последняя и чуть ли не эфемерная надежда. Конечно, такое гражданское противостояние не может быть в нормальной стране. Но несколько лет назад на Ай-Петри отчаявшийся крымский ОМОН уже пытался снести незаконные татарские постройки. По приказу из Киева всех участников операции уволили из органов.
Обращаться к украинской власти бесполезно. Сегодня меджлис безнаказанно захватил больше 40 тысяч гектаров земли на побережье и вокруг крымской столицы.
Ровно неделю назад председатель Совета министров Крыма Василий Джарты поставил ультиматум лидеру меджлиса Мустафе Джемилеву: татарские самозахваты должны быть освобождены добровольно, или их ликвидируют с помощью силовиков.
«Мое обращение продиктовано намерением положить конец ситуации, связанной с так называемыми крымскотатарскими земельными самозахватами. Продолжать далее мириться с вакханалией беззакония крымская власть не намерена», – говорилось в открытом письме крымского премьера.
В ответ народный депутат Украины Мустафа Джемилев пообещал – по Крыму прольется кровь, а землю самозахватов его соплеменники не отдадут. На полуострове вспоминают еще одно его высказывание о том, что «русские не успеют добежать до Керченской переправы».
И уже через несколько дней премьер-министр Крыма Василий Джарты публично отказался от применения силовых методов для освобождения земельных участков, захваченных крымскими татарами! Об этом «замирении» он униженно сообщил на встрече с президентом Всемирного конгресса крымских татар и первым заместителем главы меджлиса Рефатом Чубаровым
Кроме того, Джарты пообещал построить в Симферополе самую большую в Европе соборную мечеть.
… Почему татары Ай-Петри не расправились с семьей Ляминых еще минувшим летом? Ответ прост до смешного.
В мае здесь катался на верблюде племянник министра внутренних дел Анатолия Могилева. Самыми маленькими деньгами киевского мажора была купюра в 500 евро. Погонщик верблюдов пообещал разменять и принести сдачу. Доброго Мустафу ищут до сих пор.
Все лето напролет менты с большими звездами рыскали по плато. Мочить русских при такой публике проблемно. Зато сейчас начали не откладывая, прямо с Рождества.