До открытия грандиозного музыкального фестиваля остается все меньше времени.
Маршунок не отказывается от международных наград, которые “Казантип” получает как лучший фестиваль электронной музыки, но при этом упорно называет свое детище “маленькой относительно независимой республикой”. А себя, соответственно, именует президентом. В “республике” (это пара гектаров пляжа возле села Поповка) каждое лето собирается “великий казантипский народ”, чтобы на две недели погрузиться в ощущение “щастья” (именно так, через букву “щ”). Путей к “щастью” много – прогрессивная музыка, теплое море, звездные ночи, рассветы, закаты, алкоголь и атмосфера вседозволенности, переданная в лозунге “Жизнь без трусов”.
Никита начал “играть в Казантип” в 30 лет – а сейчас ему 50, и проект меняется вместе со своим основателем. Например, в этом году в “республике щастья” впервые появится территория для детей и палаточный городок.
В цилиндре и на сегвее
В Поповке липкая и вязкая жара. “Казантип” начнется через две недели, а пока мы, слипшись с тенью серебристой акации, наблюдаем за приближением Никиты Маршунка. Его видно издалека – катит по пыльной дороге на сегвее – хитром электрическом самокате с двумя колесами. Коренастый, загорелый, в богемной шляпе и выцветшей футболке. Церемонно здороваемся за руку. “Я вам проведу вам обзорную экскурсию”, – предлагает Никита, “акая” на московский манер. Такой акающий говор на “Казантипе” слышен постоянно: каждый третий посетитель проекта – москвич.
Здоровенные железные ворота со скрипом отъезжают в сторону – и мы попадаем на территорию “Казантипа”. Впереди Никита – едет на сегвее, чуть свысока поглядывая на свои владения и гостей.
Никита Маршунок. Фото: Республика.
“Мы окунаем людей в детство”
Даже днем, без подсветки, “Республика Казантип” выглядит сюрреалистично: поделена на зоны и напоминает съемочный павильон с декорациями к фильмам – историческим и фантастическим. Здесь есть “развалины Колизея” – танцпол с огромными колоннами, который когда-то был главным, а сейчас оказался на задворках, огромный туалетно-развлекательный комплекс с величавым названием “Щит пэлас” (переводится примерно как “Дворец какашек”), свой Шанхай и Стоунхендж. Все это построили в начале двухтысячных, а сейчас Маршунок и его министры создают новый “Казантип” – в стилистике киберпанка, с космическими кораблями и железными чудовищами.
Президент называет свой проект “Диснейлендом для взрослых”.
“Мы пытаемся окунуть людей в детство – и это работает”,?– поясняет Маршунок, катясь на сегвее по бетонной дорожке. “Казантип” вырос из чемпионата по виндсерфингу, который Никита организовал в начале 90?х на мысе Казантип. За 21 год “республика” переехала с востока Крыма на запад и выросла в сотни раз: в последние годы на фестиваль приезжают около ста тысяч человек со всего мира. Пляшут под электронную музыку, плещутся в мелком и теплом море, валяются на мягком песке и флиртуют со всем, что движется.
“Я сам рисую эскизы танцполов”
Наша экскурсия проходит под стук молотков и жужжание болгарок – “Казантип” готовится к новому сезону, старт которого запланирован на 31 июля. Пока на белоснежном песке у кромки моря нежатся отдыхающие. Бесплатно. “У нас нельзя перегораживать пляжи, поэтому на „Казантип“ можно абсолютно бесплатно заходить все 11,5 месяцев и получать удовольствие”, – приподняв шляпу, Маршунок вытирает пот со лба. Пара человек на пляже, словно услышав президента, машут ему руками.
“Это проспект имени Еды – поясняет Никита, проезжая вдоль бревенчатых конструкций, которые видимо, станут уютными ресторанчиками. – Мы сдаем площади в аренду, чтобы была внутренняя конкуренция. Желающих – гора, отбираем самых креативных, пусть вкладывают душу и создают здесь творческую атмосферу. А здесь – танцпол „Дарк сайд“ („Темная сторона“)”, – Никита вкатывается под огромный белый тент, похожий на декорацию к фантастическому фильму.
“Представляете, как велика была дорога от шалашей из тростника, которые мы строили 10 лет назад, к вот таким конструкциям – под тентом особая акустика, и голос хозяина „Казантипа“ звучит гулко, как в пещере. – В тентовой архитектуре мы – одни из первых на мировом уровне. Я сам придумываю форму тентов, набрасываю на бумагу, а потом передаю специалистам, в наше Министерство архитектуры. Тенты могут выдержать ураганный ветер – 40 метров в секунду, так что на зиму мы их не снимаем. В ближайшие годы продолжим строить вот такие объекты”.
Так выглядит фестиваль в разгаре. Фото: Республика.
“Миша (Прохоров) ценит нашу энергетику”
Мы проходим мимо скульптуры “мозг” – причудливой конструкции из стекла и стали, и поднимаемся на металлическую тропу – систему дорожек, проложенных над территорией “Казантипа” на высоте 7–8 метров.
Справа – так называемый “Круассан” – отдельный танцпол с бассейном для ВИП-клиентов. Конструкция, напоминающая французский рогалик, соединяется с металлической тропой подъемным мостиком. Когда в “Круассане” отдыхают именитые гости, мостик поднимают, а в остальные дни танцпол доступен для всего “казантипского народа”.
Частый гость Казантипа – миллиардер Михаил Прохоров, давний знакомый Никиты – они сблизились на закате СССР, когда оба “варили джинсы”.
“Приезжают многие другие политики и крупные бизнесмены – российские, украинские. У нас здесь целые саммиты проходят”, – рассказывает Маршунок. Говорят, что “Круассан” и соседние марсианские декорации были выстроены на деньги Прохорова. Президент “Казантипа” финансовую причастность олигарха отрицает: “Миша не помогает нам, но очень ценит нашу энергетику”. В этом году Михаил Прохоров снова приедет на открытие. Кто еще из известных людей будет отдыхать в “республике щастья”, Никита Первый не признается. “Это реальные политики, очень влиятельные люди, я не могу их назвать. Они находятся здесь инкогнито, а потом по Кремлю ходят – и показывают друг другу на айфонах фото – „смотри, как я круто время провел“”.
“Поповка – самая дорогая деревня”
В этом году на “Казантипе” в экспериментальном режиме начнет работать Z-сити – палаточный городок для тех, у кого не хватает денег на недешевое жилье в Поповке. Получить прописку в Z-сити можно бесплатно – если пройти конкурс на самую необычную арт-палатку.
“Поповка неожиданно стала самой дорогой в мире деревней. Проживание здесь не все могут себе позволить. Даже для меня это очень дорого”,?– Никита поглядывает на стену из желтого ракушечника, отделяющий село от территории „республики“ – за забором стоят двух- и трехэтажные мини-гостиницы, требующие 20 долларов в сутки за коечку в комнате на 6–10 человек и 100 долларов – за спартанский номер с кондиционером.
“Мы оказались градообразующей дискотекой, – улыбается президент. – Я помню Поповку с одной улицей и одноэтажными домишками”.
Территорию подготавливают. Фото: Республика.
Дела сердечные и детская площадка
Мы спускаемся на песок – и встречаем “первую леди” “Казантипа”, жену Никиты Веру. Маршунок охотно рассказывает, что познакомился с будущей супругой на “Казантипе” – и вспоминает, что это единственная девушка, которую пришлось долго добиваться. Сегодня у президентской четы двое детей – Степан Никитич (который тут же залезает на отцовский “сегвей”) и Тася. “Они уже активно участвуют в жизни нашего государства – руководили строительством детской площадки, – говорит Никита. – Я с ними согласовывал проекты, они тестировали площадку, говорили, что нравится, что – нет”.
Детская площадка – ответ на вызов времени: на “Казантип” приезжает все больше семейных пар с детьми. “Многие повстречали здесь будущего мужа или жену, а теперь приезжают семьями, берут с собой дедушек и бабушек, – улыбается президент. – Это новая тенденция, она появилась года три назад – и с каждым годом набирает обороты”. Кроме игровой площадки на “Казантипе” будет детская творческая зона – там граждане “республики щастья” смогут оставить свое чадо под присмотром аниматоров.
Мысли президента
“Мы не управляем этим процессом – просто создаем пространство для взаимодействия людей, а потом оно живет своей жизнью”.
“Формула успеха проста: собрать хороших людей с хорошей энергетикой. Чем их больше, тем сильнее настроение. Я заложник таких больших проектов. Знаю, как формируется это настроение. Самая сильная эмоция – от людей, которые приехали сюда впервые. Поэтому проекту постоянно нужна новая кровь, новые люди”.
“Самая главная претензия казантипского народа – „Казантип уже не тот“. Я не знаю, как на это реагировать – он ведь всегда будет разный. Был бы „тот“, если бы мы остановились. А мы должны развиваться непрерывно – чтобы каждый год удивлять, вызывать восторг и гордость. Тем, кто часто приезжает на „Казантип“, я бы рекомендовал брать паузу, чтобы потом видеть накопившиеся изменения и чувствовать те же эмоции, что и в первый раз”.
“Преступников” выселяют
В “Республике Казантип” есть даже уголовный кодекс. Главное правило – не писать в море и на территории.
– Как-то привели нарушителя, поймали на горячем, – вспоминает Маршунок. – Так он кричал: “Я клянусь, я писал на территории Украины, за забор! На республиканскую землю ни капли не попало!”
– И как его наказали?
– Депортировали.
Z-Games
В 2009 году “Казантип” стал вдвое короче – две недели вместо месяца. Еще две недели “республика” живет в режиме Z-Games – это спортивный лагерь для молодежи, увлеченной пляжными и экстремальными видами спорта.
В этом году Z-Games пройдут с 14 по 19 августа, на них соберутся поклонники диковинных для непосвященного видов спорта: скимбординга (катание на доске по мелкой воде и мокрому песку), слэклайна (хождение по слабо натянутому канату), фрисби (перебрасывание летающим диском), а также более привычных кайтинга, паркура, велофристайла, брейк-данса и скалолазания. На Z-Games будут работать батутный парк и детский спортивный лагерь. Хэдлайнером музыкально-спортивного фестиваля станет группа “Ляпис Трубецкой”.
Стоимость визы на Z-Games 2013 – от 250 гривен.