И в страшном сне не могло привидеться, что Севастополь окажется в другой стране. А мы, грубо говоря, утремся, стыдливо отмолчимся в 1991-м, когда Крым отнимут, не отреагируем на первый референдум 1992-го, когда крымчане попробуют вернуться в Россию и чуть-чуть не потеряем вовсе Черноморскую базу флота… Обидно и больно было все 23 года ездить в чужой Крым, видеть как его грабят, распродают побережье, как приходит в упадок советская инфраструктура, а нового ничего не делается. Тут и сейчас к пассажирским поездам на станции Джанкой цепляют локомотивы, которые ходят на мазуте, а не на электротяге – не хватает мощностей для оснащения железной дороги современным оборудованием. Тут и главные автодороги двухполосные, с узкими обочинами, латаные-перелатаные! Ну да ладно, а мы все равно ездили, ездим и будем ездить в Крым! Вот главный посыл всех, кто в этом году приехал сюда вопреки всем истерикам, устроенным по поводу возвращения полуострова в Россию.
|
Всем, кто ездил в отпуск заграницу, скажу однозначно: продолжайте ездить! В Крыму в этом году ничего для вас не изменилось. Да и для нас, любящих эту древнюю землю всей душой, пока изменения минимальные. По порядку.
Итак, первое новшество для нас с подругой: мы не едем в Крым, мы туда летим! Железнодорожный вокзал в Феодосии представляет собой унылое зрелище. Поезда из России сюда больше не приходят. Бегают четыре стареньких плацкартных вагона – электрички до узловой станции Владиславовка, и раз в четыре дня должен прибывать поезд из Белоруссии. Мы его не видели. На машине я дальше дачи не езжу. А вот самолет в этом году оказался не только самым удобным, но и самым дешевым транспортом. В середине апреля мы ухватили билеты на регулярный рейс Аэрофлота в эконом-классе за 7500 рублей в оба конца. Аэрофлот оправдал звание самой пунктуальной авиакомпании: взлетели вовремя, сели тоже в расчетное время — 2,5 часа в пути, и мы, зайдя на посадку с моря, приземлились в аэропорту Симферополя. Жарко, хотя еще достаточно рано – 9 утра. Для Крыма, даже второй половины августа, это нормально.
|
Багаж мы, как и пассажиры остальных четырех рейсов, получили быстро. Вышли из аэровокзала и оказались в толпе таксистов, на все голоса предлагавших свои услуги. От навязчивого сервиса мы умеем отбиваться, к тому же цены изумляют даже москвичей: за место в такси до Феодосии, а это чуть больше ста километров, просили полторы тысячи рублей. Но мы-то бывалые, поэтому дошли до автостанции, где троллейбусы и маршрутки до Симферополя – это метров 50 от аэропорта. Там сразу же нашлось такси по приемлемой цене – 500 рублей с носа. Машина – мини-вэн, пассажиров шесть человек. В Феодосии мы были около 11 часов, на автовокзале, станция Айвазовская. Еще 200 рублей таксисту до Берегового, и мы в почти уже родном доме, в котором останавливаемся лет пять. Изъездили весь полуостров, с Востока на Запад, отдыхали в Керчи, Судаке, под Севастополем, на Тарханкуте, в Ялте. Но больше всего нам понравилось здесь, на Золотом пляже: 38 километров береговая линия Феодосийского залива, песчаный пляж, чистое море, ветер из степей, спасающий даже от 40 градусного пекла, до Феодосии -маршрутка, рынок и магазинчики в поселке.
|
Номер с душем, санузлом, двумя кроватями, шкафом и тумбочками уже несколько лет хозяйка сдает нам по одной цене – 350 рублей с человека. От номера с кондиционером (стоит 500 рублей с носа) мы отказываемся принципиально – хватает этого добра на работе! В Крыму я хочу дышать йодистыми испарениями водорослей в море, лавандой и чабрецом.
|
Изменение второе: количество и качество отдыхающих на пляже. Народу заметно меньше. Но даже местные не называют это катастрофическим падением. Они иронизируют: халява кончилась – клиент сам, валом, не пойдет больше, надо будет за него бороться. В этом году борются ценами. Они пока на уровне прошлого года. Вот, например, индийская кухня от разносчика Анатолия, который уже несколько лет фланирует по пляжу. Его крик: “Самоооосы! Обалденные, бодрящие самосы!” – поднимают с песка и старых и малых.
|
Вегетарианская индийская продукция утоляет голод лучше самсы с мясом. В самосах (индийских пирожках) Анатолия огромное количество либо фруктового ассорти, либо семи сыров, либо творога с ягодами, либо овощей с сыром. И очень тонкое слоеное тесто. 80 рублей за один самос, и до обеда ты сыт.
|
Теперь несколько слов о трапезе. Мы вот уже несколько лет едим у семьи поваров родом из России. Раньше они работали в крымском санатории, а теперь возят горячие обеды прямо на пляж. Меню ресторанное, в супах целые кусищи мяса, все горячее, свежайшее, вкуснющее, порции санаторские. Если брать первое, второе, компот, салат – меньше 200 рублей. Меня девчонки подсадили еще и на вкусный прохладительный напиток их производства – каркаде с мятой, без сахара.
|
По пляжу ходят уже знакомые разносчики снеди, много лет одни и те же: молодые и старые, матери с детьми-школьниками, здоровые плотные мужики и тоненькие девушки. Эх, им бы настоящую работу, а не “горячую сладкую кукурузу, шашлык из мидий и рапана, пиво, рыба вяленая, креветки”… В этом году у них неурожай на отдыхающих.
|
Россияне, доехавшие и долетевшие таки до Крыма, ведут себя на пляже как-то образцово показательно и культурно. Если и пьют пиво, то мало и тихо, если едят что-то, то мусор за собой убирают (хотя уборщики по пляжу ходят), если приходят семьями с детьми, то малышня не закатывает истерик, а взрослые не собачатся по любому поводу. Нынешний пляж мне очень был по душе! Были и те, кто, как и мы ездит в Крым с прошлого века, этим все нипочем – ездили и будем ездить! Есть и те, кто впервые здесь. И им нравится почти все: цены и сервис в новых мини-отелях, питание, природа, море, история. Не нравится местный транспорт. Нам тоже. И очень давно.
|
Маршрутки хоть и недорогие (от Берегового до центра Феодосии 14 рублей), но в них отродясь не было комфорта и безопасности.
|
Еще одно изменение – в Феодосию больше не приходят турецкие или болгарские нефтетанкеры. Вот истинная радость для отдыхающих! Больше не тянет нефтью от нефтебазы и не появляется нефтяная радужная пленка на воде, если танкер заливает в свое брюхо черное золото.
|
Жаль, что закрылся новый дельфинарий. Но местные говорят, его бы и так закрыли за долги.
|
Исчезли офисы крупных банков, теперь там красуются вывески других финансовых учреждений. Заметно меньше стало обменников. Гривны на рубли меняют только от 50 и чтоб одной купюрой.
В супермаркете АТБ, что у центрального рынка, продуктов достаточно. Дешевые и дорогие-всякие.
Украинские и российские, белорусские и европейские – пустых полок нет. Мы выбирали товары либо крымского производства, либо российского. С удивлением обнаружили кондитерку с Донбасса – донецкие конфеты, печенье из Горловки. Купили с радостью.
Еще одно наше любимое место в Феодосии – бистро “Центр” на улице Украинская. Здесь и пообедать можно недорого, и чай-кофе попить почти даром. Огромные куски торта – от 27 рублей, чашка чая — 20 рублей, кофе настоящий, не растворимый – 40 рублей. Можно заказать пиццу и суши, привезут на дом бесплатно, если заказ от 300 рублей.
Водители до сих пор многие ездят с триколорами в салоне. Два таксиста рассказывали, как помогали ополченцам в марте, стояли в оцеплении около украинских воинских частей, чтобы не было провокаций. А после референдума катались с большими российскими флагами по городу, орали речевки и пели гимн России. С балконов кричали “Россия!” – перекличка прокатилась по всему городу. Спросили у хозяйки нашей, получают ли местные татары российские паспорта – в первых рядах, говорит, пошли. И до сих пор очередь за паспортами не заканчивается.
Ну а из основных ужасов нынешнего сезона – вода, электричество, мобильная связь, интернет, переправа. На переправе, да, проблема. В день нашего прилета, 16 августа, по словам водителей, очередь в порт Крым, то бишь в сторону материка, растянулась уже и по Керчи, в последующие дни она только росла, вытянувшись в 12 километров. Понятно, что с этим надо что-то делать и быстро, чтобы успеть решить проблему до следующего сезона. Уже начали строить новые причалы, уже паромы швартуются не только на самой переправе, но и в рыбном порту Керчи, есть организованные площадки для ожидания погрузки. А главное, те кто приехал на машине (слышали их рассказы на пляже), не озлоблены и не матерят наш родной российский бардак. Всем понятно, что ситуация с переправой — форс-мажор, созданный не Россией. Ведь поезда в Симферополь из Украины как ходили, так и ходят, битком набитые туристами из Незалежной! А вот для россиян железную дорогу Украина отрезала. Ну и ладно, а у нас настрой все тот же: ничего, переживем! И в следующем году все равно приедем!
С мобильной связью проблем не было никаких. Из самолета вышли, телефон включили – появилась сеть и оператор “Rus32”. Никаких сбоев, при подключенной опции “Везде как дома” – все входящие бесплатно, исходящие три рубля минута. Wi-Fi на каждом углу, в аэропорту тоже. Электричество отключали несколько раз, но не из-за аварий, а планово отрабатывали переподключение к автономному снабжению на случай украинских сюрпризов. С водой вообще никаких проблем ни в Феодосии, ни в Береговом. И по качеству вода лучше, чем в прошлом году. Видно, из обветшавшего канала днепровская вода сильно хуже воды из горных рек, которыми сейчас наполняются водохранилища.
Уезжали мы как и раньше с ощущением, что две недели отпуска – это жестоко, потому что мало! Ну и за это спасибо работодателю.
Обратно в аэропорт поехали на автобусе от Айвазовской. Билет чуть меньше 200 рублей с багажом, правда, покупать надо заранее, прямых рейсов в аэропорт всего три.Но если вас больше 5-10 человек проще оформить заказ автобуса недорого.
Еще одна радость цивилизации – онлайн-регистрация на рейс доступна и в Крыму. Нужен только компьютер с интернетом и принтером. Таковых мы нашли два: один в интернет-клубе недалеко от музея Грина в центре Феодосии за смешные 60 рублей в час, и второй, совершенно бесплатный, у нашей хозяйки. Зарегистрировались, выбрали одно место у окна и расслабились на весь последний день.
|
Улетали вечером, на закате солнца. Самолет А 320 был заполнен полностью, в основном семьи с детьми, и многочисленная группа школьников в форме Артека. Садились в самолет в шортах и майках – в Крыму 30 августа было 32 градуса по Цельсию. В Москве, сообщил нам в полете командир корабля, нас ждут неласковые плюс 12… И тут я поняла, что уже хочу обратно в Крым!