Морякам 1993 год запомнился как время метаний между украинским и российским флотами, противоречиями между еще вчера коллегами.
В 1993 Россия и Украина долго не могли поделить флот
Впрочем, как они подчеркивают, инициированы противоречия были «верхами».
«В 1993-м мы все еще поднимали флаг ВМФ СССР, нас долго не могли поделить Россия и Украина, — рассказывает Виктор Евреенко, ныне пенсионер, а в тот год капитан-лейтенант БПК «Красный Крым». — Ситуация была интересная. Очень памятен случай, когда корабль передали Украине, а почти все офицеры отказывались принимать присягу — мало кто верил, что у украинского флота есть будущее. А еще был случай: командир увел корабль из Одессы и привел его в Севастополь. Ситуации тут же придали политическую окраску, дескать «угнали украинский корабль по политическим соображениям». Из-за этого корабля братья-славяне готовы были стрелять друг в друга.
Но был случай, когда российские моряки, наоборот, хотели перейти и думали поднять желто-голубой флаг: «Были перебои с зарплатой, и моряки решили, что Украина решит финансовые проблемы, но эту группу быстро раскидали по другим суднам. А отношения были, как в поговорке: «Паны дерутся — у холопов чубы трещат»: когда пришел флагман ВМС Украины «Гетьман Сагайдачный», ему не давали швартоваться — рубили концы. Но такой антагонизм шел не с низов — командование было настроено враждебно с обеих сторон. Но когда начальства не было, мы «накрывали поляну» для офицеров с украинского корабля, а они нам. Хочу добавить, что в тот период многие офицеры пили от неопределенности и отсутствия каких-либо перспектив. Я — украинец, вырос в Киеве, думал о переходе на флот молодого государства. Но когда эмиссары с Запада Украины провели марш, а агрессивные молодчики шли с черными флагами, — понял, что в такую Украину я не хочу, и остался в флоте России».