“Варианта было три: смерть от немецких пуль, плен, или утонуть”

"Варианта было три: смерть от немецких пуль, плен, или утонуть" Уроженец Полтавской области Иван Кулибаба встретил войну 21-летним юношей. Его отец служил в гвардейском Измайловском полку, участвовал в штурме Зимнего дворца и видел сына военным.

Однако попытка поступить в танковое училище в 1939 году с треском провалилась. «Мне сказали, что у меня проблемы с гландами, и что не только в училище, но и в армию не возьмут, — вспоминает Иван Кулибаба. — Узнав об этом, батя закурил и взялся за голову. На следующий день я пошел к военкому и написал петицию».

Потом была операция, еще один медосмотр и зачисление в Черноморский флот. Кулибабу направили в Керчь, где через полтора года в составе 67-й зенитной батареи встретил войну. Иван Трофимович вспоминает, что к войне его часть была готова: «Нарком ВМФ Кузнецов объявил боевую готовность всем флотам еще в 20-х числах апреля 1941 года. По секретному пакету мы выехали на позиции и войну встретили там, где и планировалось».

Первый бой наш герой провел в десять утра 22 июня. Тогда советские зенитчики сумели отбить первый налет на Керчь. «Как сейчас помню, силуэты трех «Юнкерсов-88» в утреннем небе. Мы открыли такой плотный огонь из трех батарей, что они, попав в облако разрывов, развернулись и дали деру», — с улыбкой на лице говорит ветеран.

ОСТАВИЛ ТОЛЬКО ПАРТБИЛЕТ

Кулибабу и Одессу судьба могла свести еще в августе 1941 года, когда бойцам батареи предложили отправиться на помощь осажденной Южной Пальмире добровольцем. Все сделали шаг вперед, но командование передумало. Однако и без Одессы сражаться было где и с кем. Кулибаба участвовал в боях за Джанкой, Керчь, бил врага на Тамани, оборонял Новороссийск. Здесь, на окраине города Иван Трофимович понял, что такое судьба.

«Командир сказал, что если продержимся до 11 сентября, то нас заберут. Мы держались, пока немцы не подогнали два танка, — вспоминает ветеран. — Взрывом сбросило с чердака. Мы бежали на берег Цемесской бухты. У нас было три варианта: смерть от пуль, плен или утонуть. Я разделся, бросил все, даже винтовку. Только партбилет за ухо засунул. Плыл всю ночь. За какую-то мачту зацепился. Утром доплыл».

Боевой путь Иван Кулибаба закончил весной 1943 года на Малой земле. За день до ранения он разминулся со смертью. «Комбат поставил задачу: поискать раненых, кто еще может винтовку держать. Когда вернулся, не мог найти окоп. Смотрю — блестит банка тушенки, и земля рыхлая. Оказалось, мина попала точно в место, где я собирался кушать. И после этого, для меня вопрос, есть ли Бог на свете, уже не стоял», — рассказывает ветеран, вытирая слезы.

На следующий день Кулибаба был ранен, попал в госпиталь. После был принят в танковое училище в Омске, на фронт уже не вернулся. После войны Иван Трофимович попал в Одессу, где и ушел в отставку в звании полковника, решив не расставаться с нашим городом никогда.

Оцените статью