Более 200 тысяч украинцев, по данным мобильных операторов, следят сегодня за своими родными и близкими с помощью мобильного телефона. Это на 42% больше, чем в сентябре прошлого года. Почем сегодня удаленное наблюдение и оправданы ли эти затраты?
Двое из ларца
Основными «поклонниками» сервисов слежения (согласно данным мобильных операторов и компаний, продающих альтернативное оборудование) являются родители, контролирующие перемещение своих чад. На втором месте — граждане, наблюдающие за престарелыми родственниками. При этом выбор услуг для любителей дистанционного наблюдения пока что небогат. До лета 2009 г. сервис удаленной слежки посредством сотового телефона был доступен частным клиентам всего лишь одной компании («Киевстар»).
Услуга «Маячок» предоставляла возможность узнать, где в данный момент находится SIM-карта абонента, а, следовательно, и сам абонент. В июне прошлого года аналогичный сервис «Ребенок под присмотром» запустила компания «МТС-Украина». В обоих случаях наблюдение ведется только между абонентами одного оператора, а сам сервис основан на так называемой технологии LBS (Location Based Services) — вычисление расстояния от sim-карты искомого человека до базовой станции компании.
Оба оператора позиционируют сервис как семейный. Вариантов подключения к услуге два. Первый — через sms-запрос с номером, который будет подключен к слежке. В этом случае требуется подтверждение от абонента, за которым клиент хочет наблюдать. Второй вариант — подключение номера без уведомления абонента о будущей слежке. Для этого наблюдатель должен прийти в офис оператора и написать письменное заявление, указав номер, за которым он хочет следить. При этом он должен обосновать, что имеет право на отслеживание координат определенного номера. Например, такими подтверждающими документами могут быть контракт, оформленный родителями на ребенка, и свидетельство о рождении.
Тарифы на услугу остались прошлогодними — 2,13 грн. за sms-подключение. Столько же стоит каждый sms-запрос о местонахождении абонента. При этом появились льготные условия. Скажем, в этом году «Киевстар» запустил бессрочную акцию по продаже запросов оптом: уплатив 15 грн./мес. абонплаты, абонент-«контрактник» может сделать 120 нетарифицируемых запросов. Для абонентов, пользующихся припейд-пакетами, абонплата составляет 0,5 грн./сутки за четыре «шаровых» запроса.
В результате для тех, кто пользуется сервисом постоянно, акционный оптовый тариф в 18 раз выгоднее, чем стандартный. Конкуренты льгот бережливым пользователям пока не предлагают, так как считают текущую стоимость вполне доступной, а максимально простые условия подключения — и без того привлекательными. «Стоимость услуги невысока. Для использования же сервиса достаточно добавить номера детей в список сервиса, и при необходимости отправлять запрос на определение местоположения», — считает Александр Квашук, эксперт «МТС-Украина».
Найди меня
«ВД» протестировала услуги слежения, подключив к сервисам «Маячок» и «Ребенок под присмотром» журналистов редакции. Сама процедура активации заняла менее пяти минут: достаточно было отправить sms с запросом на короткие номера МТС и «Киевстар». Затем на номера людей, за которыми мы хотели установить слежение, пришли sms с просьбой подтвердить: хотят ли они, чтобы за ними наблюдали? Выслав подтверждения, мы начали узнавать месторасположение своих журналистов по г. Киеву.
Причем, как абонент МТС, так и абонент «Киевстар», за которыми мы решили понаблюдать, не получали никаких последующих sms-уведомлений (например, о том, что кто-то уже интересовался их месторасположением). Первая же проба показала высокую степень погрешности. Согласно информации от МТС, один журналист пребывал на ул. Вячеслава Черновола, 37, а второй, по данным от «Киевстар», находился на ул. Тургеневской. Оба репортера в это время сидели в редакции, на ул. Павловской, 29.
МТС «промахнулся» на один квартал, «Киевстар» — на два. Повторение эксперимента привело к тем же результатам. Пока журналист «ВД» находился в здании Кабмина (ул. Грушевского, 12), МТС «заверил», что объект пребывает в элитном жилом доме «Липская башня» по адресу ул. Институтская, 18. «Наша услуга позволяет понять, пошел ли ребенок в запланированное место, а не узнать точный адрес, — прокомментировал ситуацию Александр Квашук.
— Погрешность в городе может составлять 200-500 м, за городом — до 2 км. Такая погрешность проявляется вследствие ограничений технологии Sell ID, используемой сейчас украинскими операторами. Данная технология помогает вычислить расстояние от базовой станции оператора до SIM-карты в телефоне».
Подобные «неточности» при «определении на местности» компенсируются существенными плюсами технологии LBS, уверяет Роман Харкалис, редактор еженедельника «Компьютерное обозрение»: «Преимущество услуги наблюдения от украинских операторов состоит в том, что система может работать с любыми телефонами, даже не оснащенными GPS. Кроме того, услуга не требует активации на целевом телефоне. Доказав, что вы имеете право на наблюдение за данным телефоном, вы можете удаленно установить функцию слежки без согласия второго абонента».
Ум в аппарате
Альтернатива сервисам от мобильных операторов — специальные устройства, оборудованные GPS-функцией, определяющие свои координаты через спутниковую систему навигации GPS и передающие их через мобильную связь. К примеру, GPS-трeкер (от 1000 грн.), который объект наблюдения должен носить с собой. Минус подобной слежки — затраты на спецоборудование.
Плюсы — точность информации (с погрешностью до 15 м), а также возможность наблюдать за объектом в режиме онлайн. «Через онлайн-сервис можно узнать, скажем, покидал ли ребенок определенную зону. Когда зашел в школу, в котором часу вышел», — поясняет Дмитрий Деленский, эксперт компании GPSM. Правда, при работе в таком режиме устройство нужно заряжать каждые 10-12 часов.
В режиме sms-трекинг устройство функционирует в режиме ожидания. Как только родители хотят узнать, где ребенок, они высылают sms-запрос и получают ответ в виде карты с отмеченными координатами местонахождения чада. По мнению Романа Харкалиса, аналогичную функцию могут выполнять и смартфоны (от 1500 грн.), благо, почти все они сегодня оборудуются GPS-приемником. Для активации функции слежения нужно инсталлировать на смартфон специальную программу, передающую координаты: через sms, или в виде карты.
Кроме затрат на оборудование, нужно раскошелиться также на мобильный интернет. «Для передачи от смартфонов или GPS-трекеров все равно используется GSM-канал. Месячное обслуживание у сотового оператора составляет порядка 100 грн. в среднем по рынку», — предупреждает Роман Харкалис. Впрочем, если поискать акционный тариф, абонплата за слежку через мобильный интернет может обойтись в 10-23 грн./мес.
Точно в цель
Главными трендами будущего года в сфере мобильной слежки станут появление новых игроков и усовершенствование сервиса. «Мы анализируем и рассматриваем возможность реализации услуги по определению местонахождения человека», — рассказали «ВД» в компании «Астелит» (ТМ life :). В компании Beeline информацию о планах не разглашают, но и не отвергают сценарий запуска сервиса наблюдения за абонентами. Точность определения операторы обещают улучшить за счет изменения технологии слежения.
«Максимально эффективной в отношении поиска является GPS, которая использует ориентирование по спутникам. МТС предоставляет такую услугу для корпоративного сегмента, что обеспечивает гораздо более широкий спектр возможностей, например, мониторинг за транспортом в онлайн-режиме», — говорит Александр Квашук. Пока такие технологии доступны только корпоративным клиентам мобильных операторов. Но уже в 2011 г. не исключено введение сервисов GPS-наблюдения для физлиц.
Кроме того, опрошенные «ВД» операторы рассматривают возможность запуска услуги по поиску «чужих» абонентов: к примеру, когда родители с Beeline смогут узнавать координаты ребенка, подключенного к «Киевстар». Правда, стоить эта услуга, скорее всего, будет на 15-20% дороже стандартного мобильного наблюдения.
Ксения Кафтанова, консультант юридической компании «БДО Лигал Украина»:
— Услуга так называемой «слежки» предоставляется мобильными операторами исключительно по согласию совершеннолетнего абонента, за которым будут наблюдать. Однако, любое «правило» можно обойти. Возьмите хотя бы возможность частого нахождения этих двух абонентов в одном доме или офисе. Несложно, отправляя запрос с одного номера, самому же отправить подтверждение — «согласие» со второго. Но, согласно Конституции Украины, никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, и каждый имеет право на свободу передвижения. И если совершеннолетний человек подозревает, что за ним «следят» его близкие или сослуживцы, нужно периодически интересоваться у своего мобильного оператора — закреплена ли данная услуга за вашим номером.
Сергей Гипш, глава проекта gipsh.com:
— Принимая решение о заказе у мобильного оператора LBS-сервиса, нужно понимать, какая точность необходима заказчику. Если абоненту критично знать точный адрес, по которому находится второй абонент, то LBS-услуги вряд ли помогут. Например, родители, которые хотят следить за своим ребенком, будут получать информацию с высокой погрешностью — в несколько улиц. И со стороны будет казаться, что ребенок может находиться как в школе, так и через квартал, например, дома или в кафе. В таких случаях пользоваться LBS-сервисами не имеет смысла. Другое дело, когда нужно понять район нахождения человека — поехал ребенок в спортивную секцию или прогуливает в другом районе города. Тогда даже погрешность в две-три улицы решающего значения не имеет.
Автор: Маргарита Ормоцадзе, Власть денег