Кисё Курокава

Кисё Курокава

Творческие искания признанного мастера японской архитектуры Кисё Курокава всегда были в несколько иной плоскости, чем мы привыкли видеть. В отличие от другого известного японского архитектора Арата Исодзаки его не занимает решение только формальных задач. В последние годы деятельность Курокава определяется стремлением создать архитектуру «значения», которая бы рождала ощущение, аналогичное переживанию пространства, исторг чески воспитанному японской культурой.
Это стремление родилось у Курокава вместе с чувством неудовлетворенности функциональной архитектурой, которая предлагала единую дл всех людей программу, как правило, не принимавшую в расчет различи в культуре и обычаях разных народов. По мнению Курокава, в результате воспроизведения образцов западной архитектуры были утрачены многие ценные качества, присущие традиционной японской архитектуре, которые отвечали и привычному образу жизни, и основным нормам бытовом и социального поведения японцев. Рационализм в решении архитектурно-планировочных задач, направленный на обеспечение коммунальных удобств, представляется архитектору недостаточным, однобоким.
Курокава обращается к изучению национальной культуры, пытаясь определить ключевые моменты эстетики, искусства, философии и мировоззрения народа. Он приходит к выводу, что архитектура должна сегодня строиться на основе тех принципов, которые составляют сущность японской культуры, например, той же культуры хэйанского периода, ведь только такой подход позволит вернуть ей духовную, философскую значимость.
В своих последних работах Курокава пытается воссоздать характер архитектурного пространства, который соответствовал бы японскому мироощущению. Японской концепции пространства никогда не было свойственно устанавливать четкие границы и проводить жесткие разграничения между внутренним и внешним, частным и общественным, между интерьером и окружающей средой. Об этом говорит и конструкция японского дома с его открытым планом. Курокава обращает внимание на исключительное значение «срединных», «промежуточных» пространств в японской архитектуре. В качестве такого пространства он рассматривает, и пример, энгава. Это открытая галерея, которая проходит по внешнему и периметру здания и находится под козырьком крыши, обычно сильно вынесенным над стенами. Энгава – это многоцелевое пространство. Оно является внешним коридором, связывающим в доме все комнаты. В то же время энгава защищает от дождя, снега и летнего зноя и может быть использована как место встречи и развлечения гостей. Но этим ее значение не исчерпывается. Как считает Курокава, возможно, главная роль энгава состоит в том, что она является промежуточным пространством между внутренним и внешним миром. Козырек крыши и раздвигающиеся рамы (сёдзи) делают энгава частью интерьера, а как открытое пространство, она принадлежит внешней среде.
К таким же многофункциональным пространствам относит Курокава и традиционную улицу. Старый японский город не знал площадей, и улица была и общественным ядром, и коммерческой зоной, и артерией движения и имела сакральное значение как место религиозных шествий. В то же время она не была отделена от частной жизни горожан, поскольку дома и магазинчики, выходившие на улицу, имели низкие ограждения, бамбуковые занавески (норэн) вместо дверей, окна с деревянными решетками (рэндзи), которые фактически не изолировали дом от улицы. Поэтому улица выступала в качестве своеобразного посредника между индивидуальным и общественным пространством в городе.

Оцените статью
Добавить комментарий