“Вернуть Дальний Восток на киноэкраны всей страны – задача государственная”

Участники круглого стола Премии им. Арсеньева обсудили, как литература о Дальнем Востоке даст импульс новому кинопроцессу 10:00 Общество Афиша

"Вернуть Дальний Восток на киноэкраны всей страны - задача государственная"

Литература о Дальнем Востоке богата интересными темами и яркими историями, которые как нельзя лучше подходят для экранного воплощения, и здесь очень важно совместными усилиями государства, кино— и литературных сообществ вывести эти дальневосточные сюжеты на широкий российский экран. Об этом говорили участники круглого стола “Литература о Дальнем Востоке и кинематограф: как наладить взаимодействие. Хороший сценарий — основа хорошего кино”, который прошел в онлайн формате 3 апреля в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии “Дальний Восток” им. В. К. Арсеньева (12+). Подробности — в материале ИА PrimaMedia.

Открывая дискуссию, модератор онлайн-конференции, куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов акцентировал внимание участников на привлекательности дальневосточных ландшафтов и истории для киноэкрана, а также — на сильных сторонах ДВ-региона и литературы о нем для киновоплощения.

— “Места силы” кинематографичности Дальнего Востока — это как раз то, о чем мы должны говорить как можно чаще, как можно громче и как можно в больших местах. Потому что несмотря на то, что Дальний Восток все чаще и чаще “звучит” в стране, дальневосточная тема в кинематографии еще мало отражена. Когда я первый раз приехал на Дальний Восток в 2017 году, я был поражен в самое сердце. Я объездил нашу планету от Исландии до Тасмании и был уверен, что самые красивые места в жизни я посмотрел. Но когда я приехал сюда, я понял, что я не видел еще ничего! — сказал Вячеслав Коновалов.

Российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в ходе дискуссии отметил, что

самое главное и важное для развития кино о Дальнем Востоке  — это люди, которые могут взяться и довести до успеха сложный художественный, организационный и производственный процесс. Писатель привел в пример восьмисерийный фильм “Осенние визиты” (16+), который за счет краудфандинга создала местная киногруппа в Приморье. По его мнению, региональное кино может помочь отечественному кино выйти из нынешней “узкой колеи”.

— Для того, чтобы дальневосточное кино выстрелило сейчас, необходимо три шага. Первое: собрать команду людей, которые хотят не просто заработать, а создать хорошее кино. Может, из соображений самореализации, по личным мотивам. Второе: нужна поддержка государства, потому что частный спонсор чаще вмешивается в процесс кинопроизводства со своим видением, нарушает творческую задумку. И третье — это доверие российского зрителя, которое надо завоевать. Пока зритель готов идти на кино московских и петербургских команд и недооценивает региональное кино, — считает писатель.

Модератор согласился с предложенным трехшаговым планом развития дальневосточного кино, но акцентировал внимание участников на необходимости добавить в него пункт о сценарной подготовке.

— Литературная Премия им. Арсеньева уже 6 лет подряд собирает порядка 100 произведений в год. И большинство из них — очень кинематографичны. Сейчас работаем над тем, чтобы эти тексты трансформировать в сценарные заявки. Их с успехом можно переложить из текста на кинопленку. И это очень важный момент,

— отметил Вячеслав Коновалов.

Участники дискуссии задались вопросом, достаточно ли сейчас накоплено сценарного опыта, чтобы транслировать “дальневосточные мотивы” на всю Россию. Эксперт по сторителлингу, кандидат филологических наук, доцент Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ Ксения Баринова обратила внимание на недостаток дальневосточного колорита в учебных сценариях студентов.

— Необходимо бороться за кредит доверия к российскому кинематографу.

 — Вот у меня в рамках моих курсов студенты из года в год производят анализ фильмов. Они могут взять любой фильм по своему выбору. Выбирают огромное количество фильмов, и все они — из “Голливуда”. Они не берут российские фильмы для того, чтобы посмотреть и разобрать, как отечественная лента организована в сценарном плане, из каких элементов состоит. И истории они свои пишут универсальные, понятные всем, даже за рубежом. Дают своим героям иностранные имена. Есть проблема недостатка внимания к малой родине, — констатирует Ксения Баринова.

Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует значение стимулирования авторов, которые уделяют большое внимание художественному осмыслению родного края и его истории. И действительно, многие эксперты отмечают высокую кинематографичность работ, присылаемых на конкурс Премии им. В.К. Арсеньева.

— Доверие к новым именам в кинематографии — это серьезная проблема. Потому что процесс кинопроизводства непростой, кино — штука дорогая. Весь процесс от сценарной заявки до фильма в кинозале — это безумно дорогой и очень длительный процесс. Поэтому люди, которые “сидят на деньгах”, понимают одно: лучше вкладывать деньги в того, кто уже раскручен.

 — Огромное количество людей, которые живут кино, которые снимают уже сейчас, остаются за бортом. Потому что как можно доверить миллиарды или сотни миллионов тем, кого зрители не знают? И эту ситуацию, я считаю, надо переломить,

— заявил модератор Вячеслав Коновалов.

По мнению главного редактора литературно-художественного альманаха “Амур” (16+) Александра Урманова, развитие дальневосточной темы в отечественном кинематографе крайне нужно для сохранения историко-культурного наследия и передачи его новому поколению.

— Сегодня визуализация — это важнейшая насущная задача, потому что молодежь иначе просто не будет знать литературу Дальнего Востока, если ее не экранизировать.

 — Но сценарий для нас — это болевая точка. Потому что никогда не возникало такой ситуации, когда писатели, работающие в Приамурье, могли перерабатывать свои произведения в сценарии для кого-либо. У нас нет опыта, и отношение к нам, соответственно, — снисходительное, как к экзотике и колхозной самодеятельности. Вроде пикантно, интересно, но все равно это к подлинной культуре отношения якобы не имеет. Так что нам необходимо создать студию художественных фильмов на Дальнем Востоке, с привлечением местных интеллектуальных ресурсов, — считает Александр Урманов.

На Дальнем Востоке, в частности, в Амурской области работали и работают писатели общенационального масштаба, без экранизации которых кинематограф России обеднеет. В их произведениях сосредоточены сильные сюжеты: освоение Приамурья, деятельность Муравьева-Амурского, “золотая лихорадка” на Амуре, драматические события гражданской войны, Гамовский мятеж. Например, эти события прошли через творчество и судьбу сатирика Федора Чудакова — уникального человека, биография которого вписана в исторический контекст, в его жизни страсти разгорались шекспировским накалом. Урманов подытожил свое выступление тезисом о том, что

“вернуть России Дальний Восток как органичную составляющую нашей национальной культуры и кинематографа — задача государственной важности”.

— Я с вами согласен. Государство должно понимать, что от этого зависит не только имидж, от этого зависит вообще развитие Дальнего Востока. Потому что без культуры, без вовлечения всей страны в развитие Дальнего Востока через кинематографические возможности — это невозможно, — поддержал собеседника Вячеслав Коновалов.

Сценарист Илья Тилькин конкретизировал задачи в достижении поставленной цели. С одной стороны,  отметил выступающий, нужно продвинуть сценарий о Дальнем Востоке, и он как автор  сценария для сериала про Арсеньева (12+) по своему опыту знает, что это — сугубо коммуникативная задача, при том что кинематографисты находятся в постоянном поиске интересных сценариев.

— Это должна быть целевая программа, в которой будут очень конкретные вещи. Есть литература, которую мы хотим экранизировать. Значит, она должна попасть к людям, которые занимаются экранизацией. Нужно доладить этот коннект. Должны быть люди, которые этим занимаются каждый день,

— заметил Илья Тилькин.

С другой стороны, организация киносъемок на дальневосточной натуре неизбежно сталкивается с финансовыми, техническими и организационными сложностями, из-за которых иная продюсерская компания предпочитает снимать фильм на дальневосточную тему не на Дальнем Востоке. Но, с другой стороны, если люди хотят снимать интересные истории, они будут это делать и со скромными бюджетами. Яркий пример — якутское кинематографическое чудо.

— Мы прошли 30-летний путь становления, чтобы достичь таких результатов. В этом году в Якутии выпустят более 10 игровых картин. Сегодня этого можно достичь за более короткий срок. Вот у нас в Якутии очень много людей, которые пришли в кино через практику. Это когда приезжают кинематографисты из Москвы, Питера и других центральных студий и набирают людей: ассистента, оператора, звукооператора, администратора. Другой путь — это создание кинокомиссии. Медиатором развития кино в регионах могут послужить фестивали. Вот те точки роста, когда через мастер-классы, первые съемки и нарабатывается опыт. Но должны быть, во-первых, люди, заинтересованные в этом развитии. Во-вторых, нужно, конечно, убеждать чиновников, — сказал Алексей Романов, основатель кинокомпании “Сахафильм”, продюсер, режиссер и сценарист.

Как напомнил кинематографист, созданию творческого дневника “Северфильм” (12+) предшествовали 3 года переговоров с правительством Якутии. Еще через два года на его базе создали государственную кинокомпанию “Сахафильм”. И затем планово стали готовить кадры в ведущих киновузах страны. Так “Сахафильм” и стал медиатором развития кино в Якутии, а сегодня компания готовится организовать питчинг для авторов со всего Дальнего Востока.

В финальной части конференции Вячеслав Коновалов отметил плодотворность дискуссии, по итогам которой наметилась некая “дорожная карта” действий в продвижении Дальнего Востока в отечественном кинематографе. Для дальнейшего развития этого направления необходима целая программа и люди, которые будут заниматься проработкой технического задания и коммуникациями с киноцентрами, продюсерами и чиновниками, в том числе — в части продвижения сценариев о Дальнем Востоке. Надо стремиться переломить недоверие к начинающим кинематографистам из регионов, чтобы культурное открытие Дальнего Востока для отечественного кино состоялось в обозримом будущем, также сказал Коновалов.

Напомним, что Общероссийская литературная Премия “Дальний Восток” имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий “Дни регионов Дальнего Востока в Москве” в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

Сайт Премии — премияарсеньева.рф (12+), группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva (12+).

ТГ-канал: https://t.me/premiyars (18+).

1712818800

Оцените статью
Добавить комментарий