Одна из них – острая ситуация с распределением квот на вылов глубоководного краба и сардины-иваси
Слушать
Крабы. Фото: ИА PrimaMedia
Сорвавшиеся в мае повторные аукционы по продаже права на вылов глубоководных крабов и сардины-иваси, по мнению добытчиков, доказывают, что действия Росрыболовства наносят ущерб экономике отрасли, поскольку ресурсы уже фактически выбыли из промышленного оборота на 2020 год. Суда вернутся на берег, рыбаки потеряют работу, государство — налоги. В ситуации разбирается ИА PrimaMedia.
15 мая 2020 года регулятор попытался продать квоты на вылов сардины в исключительной экономической зоне Японии. Аукцион по продаже долей квот добычи сардины-иваси в зоне Японии признали несостоявшимся — об этом говорится в протоколе заседания комиссии Росрыболовства. Решение принято в связи с тем, что на участие в торгах не поступило ни одной заявки. Всего на торгах, которые планировали провести в Москве, предполагалось продать 25 долей квот добычи дальневосточной сардины по 3,295% и одну – по 3,305%. Стартовые цены – более 98,2 млн рублей и свыше 98,5 млн рублей соответственно.
Отметим, что это была уже вторая попытка продать доли квот на вылов сардины-иваси в японской зоне. В прошлый раз (27 августа 2019 года) на большую часть долей квот добычи иваси заявок не поступило, на две доли было подано только по одной заявке — в этом случае обратившиеся получили право заключить договор по начальной цене.
26 мая 2020 года у регулятора сорвалась продажа 8,5 тысяч тонн глубоководных крабов. Как указано в протоколе торгов, аукцион по продаже долей квот глубоководных крабов на инвестиционные цели, назначенный на 28 мая, не состоялся, так как на торги не поступило ни одной заявки на участие.
Всего же это была третья попытка продать шесть пакетов долей квот, в каждой из которых по две доли квоты вылова краба— стригуна красного в Японском море и по две — стригуна ангулятуса в Охотском море. Каждая доля — в 16,666% (то есть около 713 тонн ангулятуса и 716 тонн красного в каждом пакете, исходя из ОДУ на 2020 год). Начальная цена лота при этом составляла 636,6 млн рублей, шаг аукциона — около 31,8 млн рублей.
По мнению экспертов отрасли, с которыми пообщалось агентство, два несостоявшихся майских аукциона вряд ли означает нежелание бизнеса тратить деньги на приобретение биоресурсов. Пять отказов от приобретения права добывать федеральный ресурс — это, скорей всего, отчетливый сигнал государству, что управленец государственной собственностью на самом деле неэффективно ею управляет. А это означает, по мнению экспертов, что пора поднимать вопрос об ответственности перед правительством за то, что в 2020 году важный морской биоресурс так и не будет вовлечен в экономику.
Случись аналогичная ситуация в сельском хозяйстве (допустим, с имеющимся у государства свободными угодьями), профильное министерство для вовлечения земель в промышленный оборот, могло пойти двумя путями решения государственной задачи: выставить земли на аукцион или отдать их в пользование за определенную плату.
Безусловно, для государства выгодно, чтобы предприниматели, планирующие выращивать определенные сельхозкультуры, выиграли эти земли на аукционе. Тогда и в бюджет деньги поступят, и предприниматель, взяв землю в пользование, начнет работать, создаст рабочие места и будет платить налоги.
Но многие земельные участки не имеет особой ценности. То есть финансовые вложения, которые бизнес затратит на аренду, невозможно покрыть за счет своей хозяйственной деятельности. В этом случае уполномоченное государством федеральное ведомство обязано принять все меры для того, чтобы ресурс был эффективно распределен, в том числе на безвозмездной основе. Ведь тогда обязательно появятся новые рабочие места, потребители получат продукты, а государство — налоги.
При этом основополагающим критерием для принятия решения профильным ведомством будет законодательная возможность выбрать вариант заключения договора с пользователем ресурса без торгов. По утверждению экспертов, у Росрыболовства нет запрета на введение сардины-иваси и краба в промышленный оборот без торгов.
Более того, несколько предыдущих лет Росрыболовство распределяло объемы сардины в исключительной экономической зоне Японии среди российских компаний по заявительному принципу. Нормативными актами было установлено, что компании подают заявку, получают разрешение на вылов и выходят добывать сардину. Нормативная база под этот заявительный принцип была разработана много лет назад, и она позволяла государству эффективно управлять своей собственностью.
Однако в 2019 году регулятор отказался от прежней модели и начал проводить аукционы. Малоудачные, как оказалось. Между тем, отсутствие заявок на первых аукционах должно было заставить чиновников ФАР предпринять все усилия для возврата к предыдущей модели распределения, более эффективной и экономически выгодной государству.
К слову, уже после второго неудавшегося аукциона Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморского края обратились к регулятору с просьбой ввести краба в оборот, указав, что более 8,5 тысяч тонн глубоководного краба выпали из промышленного оборота рыбной отрасли России.
“В 2019 году Росрыболовство, выделив доли квот для будущих победителей крабовых аукционов по лотам глубоководного краба-стригуна красного и ангулятуса, не учло, что этот объект не обладает инвестиционной привлекательностью и на него не будет покупателей. Теперь вместо того, чтобы ввести квоты в промышленный оборот, соответственно наделив пользователей долями квот, 28 февраля объявляют второй аукцион”,— говорилось в обращении рыбаков.
Теперь, когда не состоялся и третий аукцион, игнорирование аргументов рыбаков о нерентабельности для бизнеса ведения промысла при аукционной продаже выглядит, в лучшем случае, как нежелание признать допущенную ошибку и исправить ее. В худшем, как считает рыбодобывающее сообщество, демонстрация негосударственного подхода. В любом случае, уверены рыбаки, в ситуацию пора вмешаться правительству и министерству сельского хозяйства. Пока ведомство хранит молчание в ответ на обращение представителей отрасли, российские рыбаки не могут выйти на промысел сардины и глубоководного краба.
При этом во всей этой истории имеется еще один важный нюанс. Согласно нормативной базе, рыбаки имеют право добывать эти ресурсы.
— В приказе Росрыболовства № 656 от 05 декабря 2019 года “О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Дальневосточного бассейна применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020 год” часть ОДУ (50%) глубоководных крабов-стригунов красного (японикуса) и ангулятуса необоснованно была отнесена к виду квот крабов, предоставленных в инвестиционных целях. Но для этого не было оснований, а именно, заключенных договоров ввиду несостоявшихся аукционов. Эта часть ОДУ (общий допустимый улов — прим. ред.) глубоководных крабов должна была быть сразу отнесена к промышленным квотам по остаточному принципу согласно Постановлению Правительства № 768, но вопрос до сих пор не решен. В итоге они не будут освоены в 2020 году. Если срочно не решить этот вопрос, 16 предприятий потеряют значительные средства, люди — работу, государство — налоги, — рассказывает председатель АРРП Георгий Мартынов.
Отчаяние рыбаков понять можно. В 2019 году регулятор “потерял” в приказах углохвостую креветку подзоны Приморья. Ресурс не был включен в перечень объектов, на который распространяется режим ОДУ, но при этом он не фигурировал и в списках биоресурсов, которые можно добывать в режиме возможного вылова. В итоге рыбаки не смогли добыть 1,8 тысячи тонн креветки. По расчетам специалистов, этим объемом можно было накормить весь Дальний Восток. Более того, это креветка — самая доступная по цене для россиян.
И это не единственный пример, уверяют эксперты. В разгар пандемии, когда президент и правительство предпринимают экстренные меры по спасению российской экономики, когда премьер-министр разрабатывает специальный антикризисный план, отрасль фиксирует бездействие чиновников ФАР. Это может привести к тому, что промысел будет остановлен, суда вынужденно придут на берег, а люди останутся без работы. По мнению рыбодобытчиков, это явно идет вразрез с указанием президента РФ всесторонне помогать бизнесу в нынешней непростой ситуации.
Отметим, что вопросы к деятельности руководства ФАР есть не только у рыбаков, но и у Совета Федерации и надзорных органов. Так, в декабре 2018 года Генеральная прокуратура вынесла предписания по целому ряду различных нарушений в деятельности ФАР. 6 мая 2020 года Генеральная прокуратура вновь вынесла Представление уже по выявленным фактам нарушения ФАР Постановления Правительства № 768 в части распределения ОДУ глубоководных крабов по видам квот в 2020 году.