Точка невозврата в Севастополе пройдена

Точка невозврата в Севастополе пройдена

 

 

Спустить на тормозах конфликт в Севастополе Кремлю не удастся, ситуация будет только обостряться. Так считают все опрошенные Примечаниями эксперты. Они видят несколько сценариев развития событий: прямые или досрочные выборы губернатора, отставка Меняйло и обращение депутатов заксобрания к президенту, который никогда публично не занимает чью-либо сторону.

Отказ губернатора Севастополя лично отчитываться перед заксобранием, ответная рекомендация депутатов уволить правительство и предложение Алексея Чалого Сергею Меняйло переизбраться на прямых выборах (сейчас по Уставу Севастополя кандидатуры его главы вносит на выбор закса президент) сделали политическую ситуацию в городе патовой.

Разбитая витрина Новороссии

Для общественников и политологов, хорошо знакомых с ситуацией в городе, еще пару лет назад претендовавшем на эталон развития в глазах соседней Украины, все это было предсказуемо.

Доктор политических наук, профессор СевГУ и КФУ им. Вернадского Александр Ирхин констатирует: обе ветви власти Севастополя блокируют работу друг друга. Речь идет о властных и бюджетных ресурсах, противоречиях вокруг земли и т. д. Это стратегические направления, в которых никто уступать не собирается, отмечает он.

Почти за два года в Севастополе мы видим уже третий вариант состава вице-губернаторов, напоминает глава севастопольского отделения Деловой России Олег Николаев. Сначала заксобрание добилось увольнения новороссийской команды Сергея Меняйло, которая лишь усугубила разруху в городском хозяйстве, оставшемся после Украины.

Губернатор привел на согласование депутатов новых замов. Те члены правительства, которые пошли на контакт с заксобранием и начали действительно работать, попали в опалу Сергея Меняйло. Губернатор их в итоге уволил. Поэтому я не вижу развязки этой истории с рекомендацией Меняйло распустить правительство, говорит Николаев.

Меняйло и не ищет компромиссов с командой Чалого, констатирует он. Так как это вредит земельному самоуправству так называемых украинских строительных олигархов в Севастополе.

Несмотря на серьезное федеральное финансирование, реальной работы правительства за полтора года практически нет, характеризует ситуацию член Общественной палаты Севастополя Иван Комелов. Заведено много уголовных дел по факту нецелевого использования средств. Есть конкретные чиновники, которые сняты с должностей и находятся под стражей. Севастопольцы еще в середине лета собрали 22,5 тыс. подписей под обращением к президенту с просьбой вмешаться.

Так что решение депутатов по итогам годового отчета губернатора вполне предсказуемо, говорит общественник.

Вот приедет Путин

Ситуация будет обостряться, потому что Чалый будет больше требовать от правительства, прогнозирует Александр Ирхин. Отставка Чалого в некотором смысле развязала ему руки. Если раньше, будучи одним из высших должностных лиц города, он, в силу должностной этики, не мог пойти на прямые и четкие претензии в адрес исполнительной власти, то теперь он рядовой законодатель. И он может начать более явные наступательные действия против своего политического оппонента, говорит эксперт.

По мнению Ирхина, жесткое решение по выходу из пата должен принять федеральный центр. Но тот попал в крайне неудобную ситуацию.

Меняйло и Чалый изначально не нашли общего языка, но пока они уравновешивали друг друга, регион был управляем. Теперь Москва вынуждена заново выстраивать старый баланс или создавать новый. Выстроить новый значит кого-то убрать. Чтобы восстановить старый, авторитетный политик должен вызвать Меняйло и Чалого в Москву и убедить их в необходимости совместной работы. Если этот человек будет обладать безусловным авторитетом, то выбора у них просто не останется, говорит севастопольский политолог.

Точка невозврата давно пройдена, кто-то должен оставить свое кресло, чтобы избежать эскалации, считает руководитель крымского филиала ИСЭПИ Александр Форманчук.

Чалый собирался уходить, но, видимо, передумал, а это значит у него основания верить, что он добьется отставки Меняйло. Но вопрос о его отставке должен решаться на самом высоком уровне при согласии президента. По собственному желанию Меняйло не уйдет.

Возможно, Чалый рассчитывает, что согласие будет получено. Очевидно, что в Москве ситуацию анализируют, и если там поймут, что разрядить эту ситуацию можно только путем отставки одного из них, то я не исключаю, что Меняйло может получить рекомендацию оставить должность губернатора.

Впрочем, симферопольский эксперт подчеркивает, что речь идет о не о личностном выборе, а о выборе стратегии развития города. А тут, не исключает Форманчук, Чалый может проиграть. На мой взгляд, Сергей Меняйло сейчас в большей степени является проводником политики федерального центра, считает он. Он видит будущее Севастополя в развитии оборонной мощи, а это отвечает текущим интересам российской внешней политики. Стратегия Чалого несколько иная: он делает ставку на инвестиции, но рассчитывать на них в обозримом будущем не приходится. Поэтому я полагаю, что партия Меняйло еще не проиграна. Но у Чалого, вполне возможно, есть какие-то основания думать иначе.

Сценарии развития событий

Олег Николаев увидел в настроениях депутатов из команды Чалого перелом. Мне кажется, что депутаты из команды Чалого, которые тоже полтора года честно пытались наладить конструктивный диалог и взаимодействие с исполнительной властью, осознали бессмысленность этих попыток, говорит он. Вчера Алексей Михайлович (Чалый) озвучил диагноз правительству Меняйло: необходимо хирургическое вмешательство.

Глава севастопольских делороссов придерживается такого же мнения. Как бизнесмен и руководитель нескольких общественных организаций я не раз заявлял о полной некомпетентности правительства Севастополя и даже враждебности по отношению к предпринимателям, напомнил Николаев. Чего стоит одно только заявление губернатора, что стремление к прибыли делает бизнесмена носителем злых умыслов. Севастополь скатывается в дремучее средневековье, где ответом на любую критику становится оголтелая чиновничья травля. Я испытываю ее на собственном примере: попытки уничтожить мой ресторан Остров не прекращаются, напоминает бизнесмен.

По информации Ивана Комелова, вопрос об отставке Чалого с повестки не снят, и он будет рассматриваться на ближайшей сессии. Сообщения, что Чалого якобы не отпустили, он считает провокациями: никаких предпосылок для таких заявлений нет.

Я, как, наверное, многие в городе, считаю, что севастопольцы имеют право на прямые выборы губернатора, продолжает общественник. Он надеется, что с привлечением федерального центра команде Чалого удастся набрать необходимые 16 голосов, что позволит внести соответствующие изменения в устав города.

Однако реально 16 этих голосов нет, резюмирует Комелов. Боюсь, что без конкретных действий со стороны правительства России или, может, руководства Единой России никаких изменений произойти в принципе пока не может. Ситуация патовая, и предпосылок для ее решения пока нет.

Решать будут настроения общества, депутатов, сила воли обоих фигурантов и позиция федеральных властей, перечисляет генеральный директор московского Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Севастополь не просто город федерального значения, это город-символ, важный для страны и для президента лично. А участники событий часть истории. Поэтому выбрать, кого отправить в отставку, тоже не просто: герой не должен быть уходящим. Но спустить все на тормозах не удастся при всем желании, уверен глава ИРП.

По мнению эксперта, сценариев может быть несколько

Прямые выборы губернатора компромиссный вариант, но Меняйло на него вряд ли пойдет, а депутаты вряд ли с его отказом просто так смирятся. Другой вариант губернатор согласится провести выборы, но осенью, либо вообще досрочно. Ему это на руку: на досрочных выборах новые кандидаты никогда не выигрывают. Самый патовый сценарий губернатор напрочь отказывается идти на выборы, и тогда Чалый обращается в Кремль.

Тут трудно сказать, кого выберет Москва, но надо понимать, что власть в России одна исполнительная. Поэтому ставку могут сделать на губернатора. А вот кто ближе в политическом смысле: человек, который вышел на площадь и сказал умру, но хохлов не пущу или тот, кто пришел на следующий день, неясно. Но выбирать придется, потому что даже если их заставят помириться, мир из-под палки не мир. Возможно, однозначный сценарий развития событий есть у Путина, но этого не знает никто, кроме него, полагает Дмитрий Журавлев.

Оцените статью