Как заявил директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, ведомство считает дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты неизбежным. Оно может поэтапно продолжиться после 2018 года, а к 2025 году пошлины могут быть обнулены.
Как пишут «Ведомости», пошлина на сырую нефть в этом году составляет 42%, к 2018 году будет снижена до 30%, одновременно налог на добычу полезных ископаемых для нефти вырастет с текущих 775 до 918 руб. Также до 30% будут снижены пошлины на светлые нефтепродукты (для дизельного топлива сейчас 48%, для бензина — 78%), на тёмные, наоборот, вырастут (с 76 до 100%).
По словам Трунина, такие изменения сделают отмену пошлин реальной: отменить 30-процентную пошлину легче, чем 42-процентную, особенно при низких ценах на нефть.
«Пошлины должны быть экстренным способом реагирования, а не частью налоговой системы», — приводят «Ведомости» слова Трунина.
Потенциал для снижения пошлин низок, считает чиновник, курирующий нефтяную отрасль. Снижение приведёт к росту экспортного нетбэка (мировая цена за вычетом пошлины и расходов на транспортировку), вслед за ним начнут расти и внутренние цены, пишет издание.
Внутренняя цена тонны бензина А-92 пятого класса производства Московского НПЗ 8 мая составила 33 700 рублей, нетбэк — 37 474 рублей; при обнулении пошлины нетбэк вырастет до 42 829 рублей за тонну, следом пропорционально вырастет и внутренняя цена, пишут «Ведомости».
Нужно будет снижать акцизы, чтобы сдержать рост цен, предлагают аналитики Thomson Reuters Kortes. В 2017 году акциз составит 5830 рублей с тонны моторного топлива, или 5,2 рублей с литра, — его уменьшением можно вообще не допустить роста цен, согласен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. По-другому сдержать цены можно развитием конкуренции и субсидией для отдельных групп потребителей, пишет издание.
Vygon Consulting поддерживает снижение пошлин: оно уберёт избыточную субсидию — но надо сохранить её минимальный уровень для покрытия логистического отставания НПЗ. Можно зафиксировать её не в процентах, а в долларах на тонну (чтобы снизить зависимость от цен на нефть) и к 2020 году снизить до $6–7 за баррель, предлагает Vygon Consulting.
«Проблема касается всей экономики: обнуление пошлин возможно, если мы готовы на европейские цены и промышленность не будет уступать Европе в энергоэффективности», — приводят слова Ежова «Ведомости».