Тысячи митингующих в центре Киева озвучивают жесткие требования к власти. Представители националистических и антироссийских партий и движений – «Правый сектор», «Свобода», автомайдановцы – незамедлительно принять закон о реституции, прекратить транзит энергоресурсов из России. И скандируют антисемитские и антироссийские лозунги. Здесь же выставлены стенды с фотографиями депутатов, где можно ставить отметки – как они будут голосовать. Рядом для убедительности – импровизированная гильотина с трезубом. Хотя уместней смотрелись бы удавка или виселица – привычные инструменты для Бандеры, чьи портреты были замечены во множестве в руках манифестантов.
Почему же с его именем и под его знаменем сегодня на Украине сражаются отряды национальной гвардии, гордясь, когда их называют бандеровцами? И за что его так ненавидят в России и Польше?
Почти 55 лет назад, в октябре 1959-го, жители недорогого дома в тихом районе Мюнхена обнаружили своего соседа на лестничной клетке в луже крови. Человек, которого знали под именем Степан Попель, был еще жив. Но в больнице диагностировали смерть от паралича сердца. Дежурный врач нашел у мертвого пистолет. И криминальная полиция Мюнхена установила настоящее имя покойного: Степан Бандера. Застрелил вождя украинских националистов боевик КГБ Богдан Сташинский – из пистолета-шприца с цианистым калием…
Так закончилась земная жизнь Бандеры и началось то, что одни считают посмертной славой, а другие – возвеличиванием нацистского преступника и антисемита. К моменту гибели имя Бандеры мало кому в Европе о чем-то говорило. Еще хорошо помнились ужасы фашизма, и были живы те, кто испытал на себе нацистский террор. В СССР, включая большую часть Украины, слово «бандеровец» стало нарицательным: так говорили о крайних националистах, повинных в гибели тысяч русских, евреев, украинцев, поляков.
Но сразу после распада СССР под бандеровскими знаменами на Западной Украине оживились отсидевшие по 15–20 лет экс-бойцы УПА. Появились десятки памятников надгробий и музеев Бандеры. В одном из таких, что в Ивано-Франковской области в селе Старый Угринев, мне довелось не так давно побывать.
Музей обустроен в доме, где семья Бандеры проживала с 1906 по 1933 год. Все очень похоже на былые районные музеи Ленина. Ореол героя, никаких альтернативных точек зрения. В январе 2010‑го, незадолго до окончания своего президентского срока, Виктор Ющенко издал указ о присвоении Бандере звания Героя Украины (в указе звучало: «За несокрушимость духа в отстаивании национальной идеи, проявленные героизм и самопожертвование в борьбе за независимое Украинское государство»). Вручая награду внуку героя, прибывшему из Канады, Ющенко прослезился…
Правда, тогда не все в Европе поощряли бандеровцев. Депутаты Европарламента призвали нового президента Януковича пересмотреть это решение, что он и сделал. Экс-премьер Польши Лешек Миллер назвал Бандеру человеком, «активно сотрудничавшим с нацистами, творцом военизированных отрядов, выступавших против поляков и польского государства». А представитель Центра Визенталя, борющегося с антисемитизмом, выразил «глубокое отвращение в связи с позорным награждением Бандеры».
Зато поддержали награждение Бандеры экс-секретарь ЦК Компартии Украины Леонид Кравчук, спевший в унисон с лидером партии «Свобода» Олегом Тягнибоком, которому принадлежит известный афоризм: «Высыхают реки Украины, вырубают леса. Негде ни москаля утопить, ни жида повесить». И депутат Рады Ирина Фарион из Львова – в прошлом член КПСС, руководитель кружка марксистко-ленинской эстетики. А вот один из ее перлов в адрес защитников русского языка на Украине: «Дуста им на коренные зубы, а не государственный статус языка»…
И таких афористичных «мудрецов» там сегодня немало. Во Львове все, что связано с Россией, с русскими, давно под запретом. В городе поменяли названия всех улиц, носящих русские имена, на бандеровских или американских героев. Вот-вот появится улица еще одного «борца» – многократно судимого бандита Сашки Билого. Зато каленым железом выжигается память о тех, кто сражался здесь с нацистами. Все памятники знаменитому разведчику Николаю Кузнецову, погибшему на Западной Украине, снесены или вывезены в Россию. Его прах захоронен на Холме Славы во Львове. Три года назад 9 мая неонацисты окружили автобус с ветеранами, срывали с них георгиевские ленточки и ордена, плевали в лицо фронтовикам, а глаза Кузнецова на могильном портрете выжгли паяльной лампой…
Сегодня те же депутаты Европарламента в упор не замечают, что птенцы гнезда майданова опираются на откровенно нацистскую идеологию, выставляя Степана Бандеру святым борцом за незалежность. Который, кстати, рисуя картину будущей Украины, откровенно говорил соратникам: «Наша власть должна быть страшной». И те подтверждали слова идейного вождя делом. Боевики Бандеры и Шухевича, экономя патроны, своих жертв душили с помощью традиционной удавки, сажали на кол, отпиливали головы…
Такой же страшной стремится власть стать и сегодня для своих соотечественников на юго-востоке, выжигая их «Градами» и фосфорными бомбами.
Вместо послесловия
Степан Бандера похоронен на Лесном кладбище Мюнхена, одном из самых крупных и известных некрополей в Германии. Немецкие друзья как-то устроили мне экскурсию сюда. Кладбище известно благодаря старинному парку и высокохудожественным надгробиям известным людям. У Бандеры могила скромная: греко-католический крест и имя. Надпись на могиле одного из самых известных русофобов – на русском и немецком языках. У надгробия лежал выцветший от дождя и непогоды пластиковый венок. Было понятно, что здесь давно никого не было. Кладбищенский смотритель, приняв меня за поклонника Бандеры, с сожалением заметил, что «хулиганы здесь иногда пачкают, рисуют свастику на кресте».
Но так было несколько лет назад. Сегодня же эта могила – место поклонения тех, кто видит будущее Украины не только без русских, но и без евреев, поляков, венгров, русинов. Зато с Бандерой в качестве национального символа. Могила украшена венками из желто-синих цветов, бандеровским флагом.
Судя по сюжету в интернете, нынешней весной здесь побывали и российские туристы. Ролик об их пребывании тоже достаточно красноречив: «Ну здравствуй, упырь! Лежишь на немецкой земле? Давай, продолжай здесь переворачиваться…»
На этом кладбище покоятся знаменитый немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Вернер Гейзенберг, писатель, лауреат Нобелевской премии Пауль Хейзе, немецкий драматург Франк Ведекинд (чьи пьесы ставили Всеволод Мейерхольд и, кстати, львовянин Роман Виктюк). Здесь же захоронены и такие люди, как подруга фюрера, кинодокументалист Лени Рифеншталь, фельдмаршал Гитлера Вильгельм Лист, один из создателей СС генерал Пауль Хауссер. А также преемник Бандеры Ярослав Стецько, руководитель ОУН и Антибольшевистского блока народов до самой своей смерти в 1986 году. Судите сами, в какой из этих компаний было бы приятно лежать Бандере…