На рынках Севастополя: угрюмые покупатели, заоблачные цены и озверевшие мясники

На рынках Севастополя: угрюмые покупатели, заоблачные цены и озверевшие мясники«В городе» сделал рейд по трем севастопольским рынкам, узнал сегодняшние цены на продукты и выяснил мнение продавцов и горожан по поводу их стремительного взлета. А также поинтересовался, как относятся севастопольцы к последниим тенденциям – постепенному уходу от рынков к маркетам.

На рынке «Ахтиар», несмотря на то, что суббота, покупателей мало. И у тех, что есть, на лицах – озабоченность и недовольство. Неудивительно. Цены на овощи, например, просто невиданные ранее. Капуста – 14 гривен за килограмм, картошка – от 6,5 до 8 гривен, морковь – 7 гривен, лук – 9. Покупатели часто берут лук поштучно. Больше всего севастопольцев ужасает стоимость капусты.

Покупательницы, две Людмилы, только что прошлись по рядам.

– Цены сумасшедшие, – в один голос говорят они. – Особенно на овощи. Оставили на рынке по сотне, а что купили? Послезавтра опять сюда, затариваться, все купленное уже закончится. Должен быть какой-то контроль за ценами, ведь это и правда безумие какое-то.

Но обе Людмилы считают, что рынки в городе должны быть обязательно.

– У севастопольцев должен быть выбор. Далеко не все, что можно купить на рынке, есть в супермаркетах. И наоборот. Привозные импортные помидоры не сравнятся по вкусу с крымскими, «только с огорода», или, например, домашняя курочка – намного вкуснее «резиновых» бройлеров.

Продавцы обеспокоены не меньше покупателей

Ирина торгует овощами.

– Очень плохо покупают всё. Так понятно – такие цены. Раньше дневная выручка часто доходила до 2 тысяч гривен, а сейчас не доходит до тысячи. Я зарабатываю 50 гривен в день, то есть с хозяином договор на 5 %, но от 50 гривен. Поэтому их и получаю, больше не выходит. Я сама из своего товара редко что-то беру домой, килограмм картошки раз в три дня, морковку, луковицу – на суп. Все очень дорого.

Наталья на «Ахтиаре» продает мясо и тоже зарабатывает примерно полторы тысячи в месяц. Правда, у нее зарплата – 4 % от выручки.

– Проблема еще в том, что половина продавцов на рынке реализует свой товар, они могут снижать цены не в ущерб себе. Те, кто берет продукты у перекупщиков, сейчас еле выживают, потому-что цены и так уже – выше некуда, а покупатель, естественно, ищет хоть на 50 копеек, но дешевле.

Наталия уверена, что рынки в городе должны быть.

– А как без рынка? В магазине не поторгуешься, не найдешь ничего свежего, «домашнего». – В магазин бы я работать не пошла, там заработки еще меньше, а ответственности больше намного.

У Федора на «Ахтиаре» свой ларёк с разными бытовыми мелочами. Он экономит на зарплате продавца, торгует сам. И тоже считает, что на овощи сейчас цены просто нереальные. Но понимает, откуда «ноги растут»:

– Во-первых, подорожали бензин, электричество. После этого всегда цены подскакивают на все. Во-вторых, зарплаты не растут, у людей просто не хватает денег на необходимое. А в-третьих – новые налоги совсем «задушили» малый бизнес.

– Многие мои знакомые просто закрывают свое дело, кто будет работать себе в убыток? Я пока держусь, закрываться не собираюсь, но вот цены на весь товар, наверное, придется поднимать. Иначе «вылечу в трубу».

Федор недоволен, что в Севастополе планомерно начали прикрывать рынки – «50 лет СССР» и «Чайка» пока работают, но власти намерены строить на их месте что-то другое. Он говорит, что ситуация ненормальная, рынки закрывать нельзя, недаром протестуют и предприниматели, и горожане, которые привыкли отовариваться овощами и мясом именно на ближайшем к дому базаре.

На рынке «Чайка» народу в выходной много. Сюда привыкли приезжать со всего города из-за самых низких цен. Но, по мнению многих сегодняшних покупателей, это сейчас только дело привычки. Цены постепенно сравнялись с ценами на других рынках и «кусаются» не меньше.

Наталья Владимировна о ценах выразилась кратко, но эмоционально:

– Какие цены? Обвал полный!
Она сказала, что на ее зарплату, 1300 гривен, сейчас уже выжить невозможно.
– У нас семья большая. Тот же борщ – один крупный вилок капусты стоит под 50 гривен. Разве это нормально? Кастрюля борща большая, значит – где-то 150. Но больше всего ударило по карману то, что отменили бесплатное питание в школах. У меня два внука-первоклассника, каждый день даем с собой в школу по «пятерке» каждому.

У Татьяны зарплата 1500 гривен, и она тоже жалуется, что самые зверские цены – на овощи.

– И гречка, конечно. 20 гривен – ну куда? У меня мама – диабетик, ей обязательно нужно есть гречку. И зарплаты не хватает, конечно. Приходится подрабатывать.
И Татьяна, и Наталья Владимировна считают, что рынки в городе должны оставаться, чтобы у людей был выбор.

Алёна, домохозяйка, ходит на «Чайку» только потому, что живет по соседству.
– Раньше самые дешевые овощи можно было купить здесь. Уже давно цены такие же, как и по городу – просто немыслимые. Но альтернатива маркетам в виде базара должна быть, считает Алёна.

На «Центральном» севастопольском рынке полно товара, но покупателей мало. Может, создается такое впечатление оттого, что он просторней «Чайки» и «Ахтиара». Цены мало чем отличаются, за редким исключением.

Продавец овощей сидит на работе без настроения.

– Торговли никакой. Разве это суббота? Но у людей сейчас каждая копейка на счету. Конечно, не очень-то разгонишься с покупками на рынке.

Она уверена, что рынки должны работать, несмотря ни на что, но так же уверена, что власти поступят по своему усмотрению, независимо от мнения горожан. – Если позакрывают рынки, пойду работать в супермаркет. А что делать?

Севастополец Руслан высказал свое мнение по поводу растущих со скоростью звука цен:

– Когда темпы роста цен на продукты опережают темпы роста заработных плат – это и есть обеднение в абсолютном выражении.

У него также есть своя позиция в вопросе ухода от рынков к магазинам:

– Мы забыли коренное отличие рынков и супермаркетов. Рынок – это возможность мелкому местному производителю реализовать свою продукцию на организованной для этого площадке! Поэтому я за то, чтобы в городе функционировал классический рынок, но когда на рынках просто реализуют ту же фабричную продукцию, как и в магазинах, то это не рынок в классическом понимании этого слова, по крайней мере, для меня.

А в мясном павильоне Центрального рынка на корреспондента «В городе» набросились разъяренные мясники. Оказалось, прямо у дверей внутри помещения висит знак «съемка запрещена». Но мы успели заметить, что в мясных рядах нет НИ ОДНОГО ценника, а озвучить цену продавцы отказались. В мясном павильоне можно узнать только цены на сыр.

Работать становилось опасно, и «В городе» временно свернул свою рыночную разведдеятельность – информации к размышлению уже более чем достаточно…

Оцените статью
Добавить комментарий