Под обещание правительства через год ликвидировать дефицит продтоваров, недостача продуктов питания только увеличиться
Премьер-министр Николай Азаров на днях публично пообещал, что через год в Украине не будет дефицита продуктов первой необходимости. По его словам, этого времени вполне достаточно, «чтобы по всем позициям в стране были созданы достаточные запасы всего и всего». У опрошенных «Комментариями» агроэкспертов иное мнение – в 2012 году украинцы, наоборот, могут почувствовать нехватку новых товаров. Правда, при «выяснении» рейтинга «дефицита» издание специально не учитывало зерновые культуры, дабы не нагнетать мучной и крупяной ажиотаж. Даже при том, что, учитывая все проблемы нынешней посевной (от резко подорожавшего топлива и удобрений до недостатка качественных семян и денег), насыщение «закромов Родины» упомянутой продукцией под большим вопросом.
Овощи
Производство картофеля и овощей открытого грунта (не тепличных) в стране стабильно снижается. В прошлом году, по официальным данным Госкомстата, урожай картофеля составил 18,7 тыс. т (95% по сравнению с 2009 г.), овощей – 8,1 тыс. т (97% по сравнению с 2009 г.). Однако отраслевые эксперты убеждены, что официальная статистика истинную картину в овощеводстве не отображает.
По мнению специалиста по развитию бизнеса «Проекта развития свежего плодоовощного сектора в Украине» IFC Федора Рыбалко, подсчитать на самом деле, какое количество картофеля и овощей выращивают отечественные хозяйства просто нереально.
«Большинство этой продукции выращивается частниками и мелкими индивидуальными хозяйствами. Главная опасность в отсутствии у таких овощеводов оборудованных помещений с соответствующими условиями для длительного хранения», – поясняет эксперт.
Производители пытаются по осени сбывать свой урожай посредникам и перекупщикам, которые уже с зимы практически полностью диктуют рыночные цены на этот товар –
за счет огромных потерь и хаотичной ситуации на рынке. Ведь, начиная с января, возникает определенный дефицит овощей – супермаркетам трудно получить этот товар, собирая небольшие партии по всей стране.
В то же время, правительство, показательно заботясь о здоровом питании населения, необходимость создания сети современных овощехранилищ почему-то игнорирует. Разумеется, что в Госрезерв эта продукция также не закупается (ведь она просто-напросто сгниет). Однако оптовые рынки по продаже сельхозпродукции, на которые власти возлагают большие надежды, проблему инфраструктуры для «зимовки» овощей не решают.
А это значит, что украинцев и в будущем ожидает беспрецедентный рост на овощи в начале весны. Последние годы – наглядное тому подтверждение. «Сегодня рост цен является беспрецедентным – никогда еще поздняя капуста не стоила в опте 10 грн/кг, тем более в марте», – отмечает руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Андрей Ярмак.
Рыба
Объем отечественного рыбного рынка специалисты оценивают в 570 тыс. т. Из них всего лишь около 100 тыс. т покрывается ресурсами внутренних водоемов и экономической морской зоны страны. По словам руководителя департамента аналитики компании «Скандинавия» Валерия Калустова, в Украине практически отсутствует предложение океанической рыбы, выловленной отечественными судами. «Рыба, произведенная на наших судах океанического рыболовного флота, поставляется в Украину новозеландскими, мавританскими и прочими фирмами, а потому относится к импорту», – уточняет он.
Отечественный океанический рыболовный флот, согласно международным соглашениям, может вести лов у берегов Антарктики и Канады, однако это экономически нецелесообразно. В остальных же районах мирового океана наши суда рыбачат по соглашениям с местными компаниями, собственностью которых в итоге эта продукция и является.
Учитывая, что в ближайшие восемь лет будет наблюдаться снижение биологической активности рыб (воспроизводство их биомассы в течение данного периода будет сокращаться), мировые квоты на вылов рыбы также станут ежегодно урезать.
Это, по мнению экспертов, негативно отразится на украинских потребителях. Особенно на фоне активно растущего спроса со стороны новых африканских стран, Китая и Бразилии. «Таким образом, ни природных, ни экономических ресурсов для увеличения предложения украинской рыбы на рынке нет», – прогнозирует Валерий Калустов.
К этому стоит добавить, что на сегодняшний день в Украине действуют значительные ограничения (квоты), которые регламентируют легальный вылов рыбы на территории бассейна Черного моря. В результате выросшая у крымских берегов хамса (анчоус) и килька (шпрот) спокойно уплывает в Турцию.
Замдиректора Института биологии южных морей НАНУ по научной работе Александр Болтачев добавляет, что турецкий флот наносит колоссальный урон запасам осетровых и камбаловых видов рыб в Черноморском бассейне в акватории Украины. «Иногда до 150 турецких судов одновременно осуществляют промышленный вылов рыбы в отечественных территориальных водах», – жалуется он.
Молочка
В последние два года украинский рынок молока находится в состоянии стагнации. Самый больной сегмент молочного рынка – сырье. Молочное стадо, а вместе с ним производство молока в стране ежегодно сокращаются. К примеру, в 2009 году его производство уменьшилось на 7%, чем в 2008 г. А в 2010-м – дополнительно сократилось еще на 3%.
По информации Госкомстата, на первое марта текущего года, количество крупного рогатого скота, составляло 4,7 млн. голов, из которых 2,6 млн. коровы.
Председатель совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский убежден, что в стране даже нет того молока, о котором заявляет статистика. «По этой причине в прошлом году украинское сырье было дороже европейского», – комментирует эксперт.
И ближайшее будущее оптимизма не вселяют: международные аналитики прогнозируют вступление в период дефицита молочных продуктов и постоянного роста цен на них. Для Украины это означает переориентацию переработчиков на производство и экспорт сухого молока. И все это на фоне активизации экспорта отечественных сыроваров, готовых колесить в погоне за сырьем по 300-400 километров.
Доля собственного сырья в объеме переработчиков составляет всего 1,5%. Однако, к вертикальной интеграции и крупнотоварному производства молока компании не готовы. Большие молочнотоварные комплексы может строить товаропроизводитель, у которого есть необходимое количество земли, опыт работы с поголовьем и определенное количество скота. А это огромные деньги.
«Стоимость одного ското-места в таком товарном комплексе — $10 тыс. Чтобы построить комплекс на 1000 голов, нужно $10 млн. Его окупаемость составляет до 10 лет с момента начала строительства. При таких сроках окупаемости инвестировать готовы единицы», – отмечает Вадим Чагаровский.
По словам экспертов, даже если бы массовое строительство молочных комплексов началось уже сегодня, молоко бы в стране появилось не раньше, чем через 4-5 лет.
Жиры
В борьбе за интересы отечественного производителя власти готовятся ограничить импортные поставки свинины и сала. Минэкономразвития и торговли предлагает включить названные продукты в перечень товаров, импорт которых в 2011 году подлежит лицензированию. Эксперты полагают, что если это произойдет, мясо в Украине подорожает, а сало окажется в дефиците.
Дело в том, что этот традиционный продукт, который без преувеличения является символом страны, уже несколько лет поставляется на внутренний рынок из-за рубежа.
По словам экспертов, резкое увеличение импорта связано с изменением приоритетов отечественных свиноводов, которые поголовно перешли на выращивание гибридных «мясных» пород свиней. Откармливание хрюшек «на сало» более длительно (порядка 7-8 месяцев вместо 4-5 месяцев «на мясо»), дорого (требует в 1,5 раза больше кормов) и нерентабельно (цена сало минимум на 30% ниже, чем свинины).
По данным ассоциации «Укрмясо», в прошлом году в Украину было ввезено около 40 тыс. т сала. Основные его поставщиком выступают поляки, которые от выращивания сальных пород свиней пока еще не отказались. Кстати, украинцы не в состоянии себе отказать в порции сала. По информации GfK Ukraine, потребление этого продукта в прошлом году в рационе отечественных потребителей увеличилось примерно на 15%.
А вот наличие на рынке жиров, в составе которых есть пальмовое масло, и цены на них от деятельности отечественной власти не зависят. При этом международные эксперты предрекают неурожай маслосодержащих кокосовых ядер в нынешнем году.
Неудивительно, что крупнейшие мировые поставщики этой продукции – Малайзия и Индонезия – усиленно накручивают цены и на свой товар. Еще бы – ведь от него зависит множество отраслей пищепрома – от кондитерки до молочки.
Кстати, на фоне динамичного повышения спроса на традиционные масличные культуры, использующиеся за рубежом как сырье для производства биотоплива, еще непонятно, чем это пальмовое масло заменять.
В качестве примера директор информационно-консалтингового агентства «Инфагро» Василий Винтоняк приводит такой популярный среди украинцев продукт как спрэд. Он представляет собой смесь на основе растительно-животных жиров. «Как правило, в них должно содержаться (в перерасчете на жир) не менее 20-25% молочных жиров. Но попадаются и спрэды, в которых всего лишь 0,5% молочных жиров, все остальное – пальмовое масло», – отмечает эксперт.
Сладости
Кроме выше названного ингредиента кондитерской промышленности – пальмового масла – украинские кондфабрики готовятся к дефициту главного шоколадного сырья – какао-бобов.
Месячное эмбарго на экспорт какао-бобов, введенное в Кот-д´Ивуаре в январе текущего года победителем президентских выборов Алассаном Уаттара в конце февраля было продлено на неопределенный срок. При этом непризнанный руководитель страны Лоран Гбагбо объявил о своем намерении национализировать экспорт данного продукта.
Поскольку Кот-д´Ивуар – крупнейший в мире производитель какао-бобов (на долю западноафриканского государства приходится до 40% мирового объема производства), а доходы от их продажи составляют около четверти ВВП страны, то от того, как будет развиваться дальше ситуация в этой африканской стране во многом зависит стабильность рынка какао-продуктов. Пока же кондитерам «покой лишь только снится» – с начала политического кризиса в Кот-д´Ивуаре цена на какао-бобы достигла 30-летнего максимума. А потребление шоколада увеличивается стремительными темпами за счет китайского и индийского рынков.
И если схемы продажи какао в случае национализации его экспорта будут изменены (планируется упразднить торговые дома и передать товар государству), отечественные производители шоколадных конфет и вместе с ними и потребители могут остаться «на бобах».