Ъ располагает копией стенограммы заседания правительства Юлии Тимошенко от 19 января 2009 года, во время которого должны были быть утверждены директивы на переговорах между НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпромом» относительно поставок газа. Судя по тексту документа, директивы так и не были утверждены, что позволило представителям нынешней власти обвинить госпожу Тимошенко в нарушении закона. Ее сторонники не исключают, что данный факт может послужить поводом для нового витка преследований лидера «Батькивщины».
В распоряжении Ъ оказалась копия ранее засекреченной стенограммы заседания Кабинета министров от 19 января 2009 года. На нем обсуждались директивы делегации НАК «Нафтогаз Украины» на переговорах с ОАО «Газпром» о подписании контракта на поставки природного газа в 2009-2019 годах. Как известно, необходимость договориться с Российской Федерацией о новой схеме поставок газа возникла после разгоревшейся в начале 2009 года газовой войны, когда Россия прекратила поставки газа не только в Украину, но и в ряд европейских государств.
Заседание Кабмина вел тогдашний первый вице-премьер Александр Турчинов, поскольку премьер-министр Юлия Тимошенко находилась в Москве на переговорах с российским премьером Владимиром Путиным. Судя по тексту документа, насчитывающего 24 страницы, обсуждение директив проходило достаточно напряженно, а многие участники заседания слабо представляли суть вопроса. Выступая, Александр Турчинов сообщил, что РФ предлагает Украине цену $450 за тысячу кубометров газа. Заявив, что такая стоимость «является политической, неприемлемой для нас», он объяснил, что минимизировать ее можно именно благодаря директивам. В них предлагалось закрепить, что на протяжении 2009 года для Украины будет действовать 20-процентная скидка при условии сохранения неизменной ставки транзита газа, а также зафиксирована уступка со стороны РФ 10 млрд кубометров газа, находящихся в подземных хранилищах Украины и принадлежащих компании RosUkrEnergo. «При таких уступках и подписании (контракта.–Ъ) на таких условиях среднегодовая цена, по которой мы сможем продавать газ промышленности, будет составлять менее $230 за тысячу кубометров»,– сказал он.
Господин Турчинов уговаривал министров поддержать директивы при помощи различных аргументов. «Проблема очень простая. 450 (долларов.–Ъ) — это позиция Российской Федерации. Понятно, что это не является инициативой Украины,– говорил он.– Фактически мы вышли (на эту цифру.–Ъ), чтобы сохранить авторитет наших российских коллег и не опускать его слишком низко… Тогда бы получилось, что и президент Российской Федерации, и ее премьер-министр не отвечают за свои слова».
Александра Турчинова поддержал вице-премьер Григорий Немыря, заявивший, что, по его информации, предлагаемые для Украины условия не самые плохие, и, по его сведениям, цена природного газа для Польши в IV квартале 2008 года достигала $510,1 за тысячу кубометров, а в I квартале 2009 года составит $500. Однако эти аргументы не удовлетворили министра обороны Юрия Еханурова, который после непродолжительного спора с Александром Турчиновым заявил, что покидает заседание. «С учетом того, что у меня есть опыт таких переговоров и такой борьбы, я прошу вашего согласия, чтобы я ушел и не наговорил тут лишнего,– резко сказал он, обращаясь к первому вице-премьеру.– Я, как государственный человек, обещаю, что нигде ‘гавкать’ не буду и нож в спину, как мне вставляли три года назад, вставлять не буду».
Негативно высказался относительно проекта директив и вице-премьер Иван Васюнык, назвавший предлагаемое сохранение ставки транзита газа «подачкой Российской Федерации». «Мы сейчас выступаем донорами не только РФ, но и Евросоюза, потому что нас прижали,– заявил он.– Этих директив и этого соглашения я просто не понимаю!»
Господин Немыря предпринял попытку разрядить ситуацию, заявив, что «компромисс, который сейчас формируется, отвечает национальным интересам Украины». «Я хотел бы, чтобы мы… дали возможность главе правительства завершить эти переговоры…– подчеркнул он.– Идет активная дипломатия. Сейчас, как тут говорили, ‘втыкается нож в спину’, и я призываю коллег не делать этого».
Впрочем, министров, назначенных в правительство Юлии Тимошенко по квоте «Нашей Украины–Народной самообороны», эти аргументы не удовлетворили. Глава МЧС Владимир Шандра посетовал, что руководство Кабмина пригласило для обсуждения директив министров, однако не прислушивается к их мнению. «Слава богу, мы без прессы обсуждаем,– сказал он.– Если вы считаете, что мы ‘втыкаем нож в спину’, то не надо было приглашать!» Одним из тех, кто активно защищал госпожу Тимошенко, оказался глава МВД Юрий Луценко. «Считаю грубой ошибкой руководителя правительства то, что она 31 декабря (2008 года, когда РФ прекратила поставки газа Украине.–Ъ) не возложила ответственность за газовые переговоры и окончательную цену газа на того, кто реально пытался руководить процессом — конкретно президента (Виктора Ющенко.–Ъ) и его секретариат, который все взял в свои руки, а сейчас мы должны расхлебывать»,– заявил он.
Дальнейшее обсуждение директив проходило на повышенных тонах. В конце заседания Александр Турчинов, подчеркнув, что «промышленность Украины находится на пределе», а «давление в сети значительно меньше технологически необходимого», отметил, что «в принципе, для подписания соглашения нет необходимости в утверждении директив Кабинетом министров». «Поэтому я не считаю необходимым сейчас принимать директивы. Спасибо за то, что вы помогли проведению переговоров, я снимаю этот вопрос с обсуждения. До свидания»,– сказал он и закрыл заседание.
В тот же день, 19 января 2009 года, руководители НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» подписали контракты о купле-продаже и транзите российского газа через территорию Украины на период с 2009 по 2019 год. В соответствии с этими документами ставка транзита в 2009 году осталась на уровне $1,7 за тысячу кубометров на 100 км, а базовая цена для расчета стоимости газа на 10 лет составляла $450 за тысячу кубометров (см. Ъ от 20 января 2009 года).
Глава созданной 17 марта этого года временной следственной комиссии Верховной рады по вопросам расследования обстоятельств подписания газовых соглашений между НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» Инна Богословская считает, что Юлия Тимошенко могла самостоятельно пойти на подписание газовых соглашений, не пытаясь заручиться решением правительства. «Но она решила не подставлять себя и дала указание главе ‘Нафтогаза’ (Олегу Дубине.–Ъ) на подписание двух контрактов. Такие указания она лично, как премьер-министр, давать не могла — для этого должно было быть принято коллективное решение Кабмина, которое, как мы видим, принято не было,– заявила Ъ госпожа Богословская.– Пока рано говорить, но уже сейчас я вижу факт незаконных действий премьер-министра, незаконного подписания документов и факт самой высокой цены на газ. Далее будем искать мотивы всего этого».
В окружении Юлии Тимошенко не исключают, что результаты деятельности временной следственной комиссии могут быть использованы против бывшего премьер-министра. «Не имея с чем идти в суд, не имея чем пугать, они (представители власти.–Ъ) начали новые выдумки и новые провокации»,– отметил вчера Александр Турчинов, которого Ъ попросил прокомментировать имеющуюся в распоряжении издания информацию. При этом он неожиданно заявил, что никаких директив на заседании Кабмина не обсуждалось. «Я действительно проводил заседание Кабинета министров в тот день, но не для того, чтобы утверждать директивы. Премьер-министр сама могла принимать решение относительно тех задач, которые стояли перед нашей делегацией в Москве,– сказал господин Турчинов.– В тот день я собрал Кабмин для того, чтобы проинформировать их (министров.–Ъ) о тех событиях, которые происходили в Москве, и получить поддержку правительства».
Следует отметить, что в проекте распоряжения правительства, которое должно было быть принято по итогам заседания 19 января 2009 года (также имеется в распоряжении Ъ), говорится: «Утвердить директивы делегации НАК ‘Нафтогаз Украины’ на переговоры с ОАО ‘Газпром’».
Валерий Кучерук
Подробнее: http://news.mail.ru/inworld/ukraina/politics/5558552/