Звонок читателя поверг нас в шок. По его словам, на “Вернисаже”, который расположен в Севастопольском центре культуры и искусства, представлены картины весьма сомнительного содержания. Возмущенным голосом он сообщил о том, что одна из работ в открытую пропагандирует фашизм. На полотне, мол, изображен подвиг немецкого солдата, подбившего советский танк и упивающегося этим. Звонивший также сказал, что такое псевдотворчество поставлено на поток в угоду немецким туристам, в последние годы зачастившим в славный город-герой. До чего докатились! Немцы с удовольствием увозят с собой подобные работы наших отечественных художников, потерявших всякий стыд и совесть. За валюту те готовы продать память. Шутка сказать, произведение о котором идет речь стоит десять тысяч долларов!
Исполненные справедливым гневом мы незамедлительно поспешили на выставку и без труда обнаружили картину, о которой идет речь. И действительно, на полотне на переднем плане изображен немецкий солдат, подбивший из легкой пушки советский танк Т-34. Немец из-за щитка наблюдает за советским танкистом, который сумел выбраться из горящей машины. Еще немного, и все будет кончено. Враг – советский солдат – повержен! От первого взгляда на картину есть от чего оторопеть и возмутиться. Солдат вермахта – герой, победитель. Такого просто не может быть!
– Интересуются, покупают? – спрашиваем сотрудницу галереи, мысленно акцентируя вопрос на серийности производства подобных произведений.
– Что значит, покупают? – удивляется девушка. – Эта картина написана в единственном экземпляре и представляет собой художественную ценность. Ее автор – известный советский художник-баталист Юрий Волков – фронтовик, который на себе испытал тяготы и лишения военного лихолетья. Юрий Владимирович прошел войну сапером. Он – кавалер ордена Красной Звезды, награжден медалями “За взятие Будапешта”, “За освобождение Праги”, “За взятие Вены”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов”. О мужестве сапера Волкова в январе сорок четвертого писала газета “Красная звезда”.
Первые батальные картины Юрий Волков начал писать еще на фронте. В одном из писем он писал: “Я раньше представлял войну. Но никогда не знал ее. Теперь я знаю, что такое война”. Его первые работы, к сожалению, не сохранились. Остались только несколько их фотографий, на которых видно, что эпизоды войны написаны с натуры. Сам художник вел дневник, где оставил такую запись: “Каким же долгим был путь к Победе – через огонь, ужас и неимоверные тяготы смерти”. Юрий Волков родился в 1921 году в Севастополе, и поэтому многие его работы посвящены военной истории нашего города.
Картина, о которой идет речь, написана в 1960 году. Со дня Победы минуло всего полтора десятилетия. В памяти художника, да и всех фронтовиков, события военных лет не только не стерлись, но и обозначились еще четче, еще пронзительнее. А потому говорить о том, что это произведение – бездумный конъюнктурный новодел, неправильно. Посмотрите на нее внимательно.
На переднем плане рядом с немецким солдатом лежит убитый немец. В руке фашиста, подбившего советский танк, пистолет, опущенный дулом вниз. Два непримиримых врага смотрят в глаза друг другу. И хотя картина называется “Один из многих. Не забудем”, ей вполне бы подошло другое название – “Поединок”.
Вот именно – поединок. Противостояние. Можно предположить, что пока раненый советский танкист выбирался из горящей машины, у немца было предостаточно возможностей с ним расправиться. Почему он этого не сделал? Над этим вопросом, как нам кажется, и предлагает поразмыслить автор.
И в этом – философия войны. Что происходит с теми, кто находится по разные стороны линии фронта в тот момент, когда враг из общего понятия становится вполне реальным человеком. По воспоминаниям ветеранов, самым страшным на войне был ближний бой, рукопашная схватка, когда противникам приходилось видеть глаза друг друга. Тоже самое утверждают и снайперы.
Сделаем небольшое отступление и вспомним о том, что другая известная картина Юрия Волкова “Расплата” является частью экспозиции Музея Черноморского флота. Это большое эпическое полотно, на котором изображены опять же немецкие солдаты и офицеры. Только уже в трагической ситуации последних часов их пребывания на севастопольской земле.
Май 1944. Мыс Херсонес. На фоне обрывистых скал изображены фигуры немцев, потерявших всякую надежду на спасение, они готовятся встретить свой последний час. Тем не менее у берега видна разбитая румынская баржа. Иными словами, в отличии от ситуации, которая сложилась на мысе Херсонес в июле 1942 года, немецкое командование позаботилось об эвакуации своей армии. В этом тоже заключается правда войны. Как и в том, что 40 тысяч гитлеровцев так и не сумели эвакуироваться. Ковровые бомбардировки советской авиации сделали свое дело. На мысе Херсоне было пленено 26 тысяч немецких солдат и офицеров.
Об этом нам рассказала экскурсовод флотского музея Нина Князева, по словам которой картина Волкова имеет высокохудожественную ценность, что неоднократно подтверждали сотрудники столичных музеев. Но ее главное достоинство, как и в случае с картиной “Один из многих. Не забудем”, – историческая достоверность. И говоря об этом, Нина Алексеевна вспомнила об интересном факте.
Несколько лет назад один из немецких туристов при взгляде на полотно “Расплата” пришел в неописуемое волнение. Как оказалось, он был непосредственным участником тех событий и по счастливой для него случайности смог покинуть Севастополь. Более того, он фотографировал то, что тогда происходило на Херсонесе. В доказательство чего в 2003 году гражданин Германии по фамилии Сагуста прислал Музею КЧФ сделанные им фотоснимки. Сегодня они представлены в экспозиции. При рассмотрении картины и архивных фотографий складывается впечатление о том, что Волков присутствовал на мысе Херсонес в мае 1944 года. То, что изображено на снимках совпадает с изображенным на живописном полотне даже в деталях. Но самое главное художнику удалось передать моральное состояние немцев. И дело даже не в потерянном выражении лиц, а в том, как Волков сумел изобразить их фигуры – раздавленные, униженные, уничтоженные.
Правда художника заключается и в том, что он показывает врага не слабым и глупым, как того требовала тогдашняя идеология, а сильным, хитрым и опасным. Как это было на самом деле. Унижать врага значит принижать себя, нивелировать то, какой ценой досталась советскому народу Победа в этой войне.
Нам также удалось по телефону связаться с севастопольцем, в коллекции которого долгие годы находилась картина “Один из многих. Не забудем”. Александр Гаркуша рассказал о том, что купил это произведение по случаю лет пятнадцать назад. Севастопольский коллекционер дополнил, что Юрий Волков (на фото слева) начал увлекаться живописью еще в детстве. В 15 лет он стал победителем Всесоюзного конкурса детского и юношеского рисунка в Москве. В период с 1938 по 1940 год учился в Крымском художественном училище. Он был учеником выдающегося советского художника-баталиста, профессора Академии искусств Николая Самокиша. Именно под влиянием Николая Семеновича Волков увлекся батальной живописью и по его рекомендации поступил в студию военных художников имени Грекова.
“Однако главным педагогом для него стала война, – продолжает Александр Гаркуша, – после которой он напишет семь работ на эту тему. Известно, что кроме Музея Черноморского флота его картины находятся в музейных собраниях Симферополя, Волгограда и даже в Третьяковской картинной галерее. Самые известные из них – “Расплата”, “Подвиг пяти черноморских матросов, “Херсонесский тупик”.
Интересна судьба картины, о которой идет речь. Выставленная в центральном выставочном зале Москвы в Манеже она провисела там всего три дня. По указанию “сверху” ее убрали в запасники, поскольку, по разумению чиновников, ее содержание не укладывалось в рамки советской идеологии. Впрочем, ему так и не объяснили причину, а сам он так и не понял, почему наложен запрет на то, что его волнуют. И хотя Волкову заплатили за эту работу деньги, картину ему не вернули. Вот объяснение тому, каким образом картина спустя годы оказалась в частной коллекции. Волков умер в 1991 году, так и не узнав ее судьбы. Подобная участь постигла многие его картины, особенно довоенной поры. Тем не менее уместно упомянуть о том, что произведения Юрия Волкова и сегодня являются национальным достоянием”.
От себя же добавим: появление картины “Один из многих. Не забудем” на севастопольском “Вернисаже” можно рассматривать в качестве сенсации. Надолго ли она останется в Севастополе, пока вопрос. Там же нам сказали о том, что этим произведением интересуются многие. И в первую очередь знатоки живописи и коллекционеры. Недавно к работе Волкова приценивался один из киевских музея, сотрудникам которого обозначенная стоимость не показалась заоблачной. Обычные туристы таких покупок не делают.
Дмитрий Макаров,
Евгения Щербакова,
специально для «Севастопольского меридиана».