Устали от катания на лыжах? Самое время открыть для себя знаменитые европейские горнолыжные курорты с непривычной стороны

Расположенный на высоте 1850 метров, на юго-востоке Швейцарии, Санкт-Мориц — бывшая альпийская деревушка, а ныне курортный рай, где миллионеров куда больше, чем крестьян. Под стать звездному составу курортников набор из 140 магазинов, занимающих две главных улицы города — Виа Майстра и Виа Серлас, среди которых Prada, Chanel, Escada.

На Виа Майстра, 15, находится Lamm — самый большой в Европе «кашемировый» магазин. Шотландские и итальянские производители кашемира Fedeli и Svevo работают исключительно для Lamm, делая, например, женские пуловеры из кашемира с добавлением шелка — получается что-то очень тонкое и мягкое столь же нежных цветов. Кашемир продается и зимой и летом, поэтому сезонных распродаж в магазине нет. Скидки только на единичные экземпляры, да и то если меняется коллекция.

Рядом, на Виа Майстра, 16, — бутик Moncler. Темное дерево в отделке, приглушенный свет — более всего интерьеры напоминают винный погреб, куда приглашают только редких гурманов. Отчасти так оно и есть: итальянская спортивная одежда «от-кутюр», рассчитана на состоятельных покупателей от 30 до 45 лет. Наряды Moncler шьют из необыкновенно сложного для производства нейлона — настолько технологичного, что для изготовления ста метров ткани требуются сутки. Статус «от-кутюр» обязывает — в этом бутике никогда не бывает распродаж. Как и большинство магазинов курорта, он закрыт в мае.

Соседняя дверь ведет в обувной магазин Bally. Это настоящий швейцарский бренд со 162-летней историей. Традиции изготовления качественной обуви поддерживаются так строго, что до сих пор 95 процентов производства находится в Швейцарии, в городе Каслано. В магазине можно заказать пошив ботинок серии «Глория» из выбранной кожи, даже такой экзотической, как кожа страуса или крокодила. Несмотря на свои цены, Bally проводит распродажи в июле и — хорошая новость! — открыт круглый год.

Санкт-Мориц готов сделать все для гурмана. Даже мясо тут «от-кутюр». На это намекает вывеска магазина Hatecke, что называет себя «гастрономический бутик». Сто граммов мяса здесь стоят 11 франков. Это вяленая говядина, приготовленная по рецепту альпийских крестьян: из расчета на долгое хранение без холодильника. Для этого ее натирают солью, кладут на холод и в течение трех недель поворачивают, словно зреющее шампанское. А после еще на три месяца подвешивают для сушки. По вкусу мясо напоминает суджук и хамон одновременно и, говорят, полезно для повышения уровня гемоглобина. Там же продается колбаса в виде пирамидальных брусочков, приготовленная из оленины.

Если вы жить не можете без черной икры, то прямая дорога в соседний Glattfelder. Здесь сохранились запасы запрещенной ныне к экспорту иранской икры, а также новой — выращенной в Германии, Уругвае и Китае. В продолжение набора деликатесов — осетр из Сибири и фуа-гра из Франции, а также кофе из разных стран и местный чай с альпийскими травами — всего 35 разных сортов. Мятный, ромашковый, липовый и даже кедровый. Менеджер магазина Вальтер Зоммер утверждает, что именно Glattfelder шесть лет назад изобрел пакетик-пирамидку для чая. Заваренный чай очень ароматен, хранит тепло солнца, и его хорошо увезти с собой с воспоминаниями об Альпах.

От гастрономических изысков хорошо перейти к тому, на чем их есть. Настоящая жемчужина магазинов курорта — Ebneter & Biel. Улыбчивый Кристиан Биль представляет четвертое поколение владельцев един­ственного в Швейцарии магазина, торгующего изделиями, вышитыми гладью. К услугам заказчиков — лучшие мастерицы из соседнего кантона, Аппенцелля. Этих кудесниц осталось всего два десятка, и их искусство вымирает. Обратная сторона аппенцелльской вышивки такая же гладкая и безупречная, как лицевая. Специализация магазина — вышивка скатертей на заказ. Здесь могут подобрать рисунок под набор посуды или вышить на салфетках любимую яхту. Только приготовьтесь к долгому ожиданию: изготовление скатерти на стол от 6 до 12 персон занимает год и может стоить от одной до десяти тысяч швейцарских франков.

Самый популярный дизайн разработан бабушкой Кристиана: «падающая» башня Shiefer Turn, символ курорта, а также краснощекие лыжники и бобслеисты в шапочках с помпонами. Бабушкины пяльцы, кстати, выставлены в витрине — с незаконченным узором дивной красоты, сделанным в технике французского узелка. «Так больше никто не умеет», — грустно говорит хозяин. Похоже, если купить скатерть или салфетки здесь, можно через несколько лет стать владельцем музейного экспоната. В мае и ноябре магазин закрыт: хозяин разрабатывает новые дизайны. Зато он работает всю зиму без выходных и открыт даже в Рождество и Новый год.

Эмблема Санкт-Морица — солнце. На этом курорте оно радует глаз 322 дня в году. В кондитерской Hauser, которой исполнилось уже пятьдесят пять лет, перед отъездом можно купить домашний шоколад в форме солнца, а также шарики из шоколада с шампанским или традиционный ореховый пирог. Выйдя на улицу, следует улыбнуться прохожим, поприветствовав их восклицанием «Аллегра!», что на ретороманском, основном языке долины Энгадин, в которой расположен Санкт-Мориц, означает и «здравствуй!» и «рады вам» одновременно.

Когда в Альпах поднимаешься на высоту в три тысячи метров, хорошо видишь, что белоснежные пики отливают красным. Это частички песка, принесенного ветром из пустыни Сахара. Так неожиданно в швейцарском Церматте Африка встречается с Европой. Увенчанный снежной короной горы Маттерхорн, зимний Церматт на юго-западе Швейцарии предлагает
350 километров горнолыжных трасс, которые доходят до Италии.

Помимо Маттерхорна — мечты альпинистов, Церматт окружают еще 37 четырехтысячников, и потому на курорте есть много чего, заслужившего славу «самого высокогорного в Европе»: канатный подъемник, железная дорога и ресторан.

А еще здесь есть торговый центр «Горнерграт», примостившийся на высоте 3089 метров над уровнем моря. В нем, словно африканский песок в дружелюбных швейцарских горах, приветствуются туристы со всей планеты. Но товары тут патриотично продают только свои, швейцарские.

Этот шопинг для самых упорных — добраться на хребет Горнерграт можно на подъемнике или специальным поездом. Но любопытные будут вознаграждены с лихвой. Бренд Viсtorinox, квинтэссенция Швейцарии, открыл на горном пике один из пяти на всю страну магазинов. Помимо ножей и кухонной утвари, покупателей ждут рубашки, рюкзаки и чемоданы — все Viсtorinox.
Здесь же продаются вещи, перешитые из шинелей и одеял швейцарской армии — сумки с армейскими ремнями марки Karlen. Фирма Karlen из местечка Тoрбель, рядом с Церматтом, семейная, в ней работают всего десять человек, поэтому их вещи не часто встретишь даже в Швейцарии. Но все — ручная, очень качественная работа. Столь же оригинальная, как русские валенки из вяленой шерсти, только еще более редкая.

На абсолютную уникальность и любовь к «переработанным» вещам претендует и цюрихский бренд Freitag. У сумок и портмоне Freitag часто потертый и испачканный вид — ведь шьются они из брезента, снятого с грузовых фургонов, что не мешает им стоить более 200 франков. Возможно, дело в штучном товаре: ни одна вышедшая из рук братьев Фрайтаг вещь не повторяет другую. Чтобы купить Freitag, нужно спуститься с горных вершин обратно в Церматт и оказаться на главной улице города — Банхофштрассе, сплошь состоящей из магазинов. Их здесь более шестидесяти — на все вкусы и возрасты.

Лучше всего в Церматте со спортивной одеждой. Местному набору спортивных торговых марок может позавидовать иная европейская столица, а с точки зрения их удобного соседства равных нет вообще. Сам по себе Церматт — небольшой городок, где абсолютно все находится в шаговой доступности. К тому же автотранспорта на курорте нет, поэтому он претендует еще и на славу местечка с самым свежим горным воздухом.

Если от переизбытка кислорода еще не закружилась голова, то она вполне может пойти кругом от разнообразия лучшего, что произвела спортивная индустрия. Mammut, Mountain Hardwear, Arc’teryx, Lowa, Timberland, North Face и Jack Wolfskin — от этих названий, несомненно, загорятся глаза как у лыжников, так и у альпинистов. А ведь есть еще Rip Curl, летом выставляющий в витрине купальники, а зимой — шлемы, очки и комбинезоны.

Король спортивной одежды — немецкая марка Bogner, что разместилась в четырехэтажном шале прямо в центре города, рядом с собором. Это новейший из трех швейцарских магазинов бренда. Bogner, предлагающий одежду на любой кошелек, демократичен, как сам Церматт: от нейлоновой поясной сумочки за 49 швейцарских франков до 30 тысяч за кожаную женскую горнолыжную куртку. Bogner приветствует покупателей не только разного достатка, но и всех возрастов. Молодежная линия Fire & Ice привлекает яркими цветами горнолыжных штанов и комбинезонов. Bogner настолько полюбился российским горнолыжникам, что специально для них этой зимой в продажу поступит коллекция «Из России с любовью», вся в аппликациях из красных цветов.

Радость от покупок в Церматте получают не только спортсмены, но и арабские шейхи и голливудские звезды. Именно они завсегдатаи магазина Bucherer, который продает часы — дорогие и не очень. Кроме соб­ственной марки Carl F. Bucherer, выпущенной в 2000 году в ознаменование 125-летия фирмы, здесь можно найти Rolex, Piguet, IWC, Hublot, Tag Heuer, Rado, Longine, Baume & Mercier. Кроме часов — роскошные украшения: бриллианты из Антверпена и белый жемчуг южных морей. Распродажи в этой «пещере Али-Бабы» случаются, только если линию снимают с производства. Сезонных распродаж здесь не бывает: часы и бриллианты не относятся к товарам, которые быстро выходят из моды.

Последнее, впрочем, верно про большинство магазинов в Церматте — их владельцы не слишком любят распродажи. Надписи Sale и Outlet означают скидки в 20—30 процентов, но на вещи в единственном экземпляре. Исключения случаются только в самом конце сезона — в марте, когда спортивные бренды предлагают скидки до 40 процентов. Зато все магазины на курорте открыты в праздники, включая Рождество и Новый год. Един­ственный «закрытый» месяц — май, межсезонье, когда владельцы магазинов и персонал отелей уходят в заслуженный отпуск.
Зато все 365 дней в году в Церматте открыта кондитерская Fuchs, названная по имени владельца. Энергичный и улыбчивый Филипп Фукс продолжает семейный бизнес, который его отец начал в 1965 году. Фукс печет 30 разных сортов хлеба. Среди них круглые ржаные булочки Roggenbrot, что не портятся месяцами. А еще хлеб из яблок, орехов и изюма. Испеченный по традиционному рецепту деревни Церматт, очень калорийный — его хорошо брать в горы, потому что он хранится три недели, а силы поддерживает лучше шоколада.

Да и шоколад делают тут же, в кондитерской: в форме горы Маттерхорн, со «снежным пиком» (верхушкой из белого шоколада) и начинкой пралине. За кофе с круассаном или грушевым пирогом — спокойное утро в солнечных приветливых Альпах лучше всего встречать именно здесь, глядя в окно на настоящий Маттерхорн. Он всегда разный, как и посетители горного курорта. Неизменно одно — атмосфера вечного праздника, которая ожидает счастливца, оказавшегося в этой альпийской деревушке.

Оцените статью
Добавить комментарий