Кто зарабатывает на миллиардных долгах украинцев?

Кто зарабатывает на миллиардных долгах украинцев?Отечественный рынок коллекторских услуг набирает обороты. Растут как объемы проблемных долгов, так и число желающих работать с коллекторами, расширяется перечень услуг, появляются иностранные игроки. Кто зарабатывает на миллиардных долгах украинцев?

300 000 000 000 гривен достигает объем проблемных долгов украинцев по оценкам экспертов коллекторских компаний. Примерно пополам делится эта сумма между физическими лицами и компаниями. Львиная доля (более 80%) проблем – родом из банков. Остальное распределяется между долгами перед компаниями телекоммуникационного сектора, страховщиками и жилищно-коммунальными хозяйствами. Оценки Национального банка Украины более оптимистичны: по официальным данным на декабрь 2010 года, просроченная задолженность по кредитам составляла лишь 90 млрд. грн.

Миллиардные долги одних являются потенциальными миллиардными прибылями для других (коллекторских компаний), поэтому “займовая” борьба обостряется с каждым годом все больше и больше. По оценке генерального директора компании “Икспоинт” Виолетты Ле Зыонг, средняя эффективность взыскания долгов по юридическим лицам составляет 60-85%, по физическим лицам – 15-40%.

Таким образом, в среднем коллекторам удается возвращать более половины казалось бы безнадежных кредитов. Учитывая, что цены на покупку долгов колеблются от 0,1 до 20% от их номинала, долговые проблемы являются неплохим полем для заработка. К примеру, на ста гривнях купленного долга можно легко заработать тридцать гривен. Увеличьте порядок цифр на нужное количество нулей – и привлекательность рынка коллекторских услуг вполне очевидна.

“Приведу пример: долги конца девяностых годов сегодня успешно погашаются. Когда-то сумма долга составляла 2 тыс. грн., это были большие деньги! Сейчас же ситуация изменилась, и сумма уже не выглядит столь страшной. Поэтому элементарное напоминание должнику о необходимости погасить долг и тем самым очистить свою историю в большинстве случаев срабатывает”, – делится директор по развитию бизнеса и стандартам качества Credit Collection Group Ашот Арутюнян. По словам эксперта, преимущества для должника очевидны, ведь у коллектора гораздо больше возможностей по реструктуризации долга, и его цель не заработать на должнике через инструменты пени и штрафов, а получить “живые деньги” в разумный срок. Тем самым выгодно должно быть всем: компаниям – продавать долги с балансов, а должникам – рано или поздно рассчитаться по этим долгам.

Эволюция рынка

Украинский рынок коллекторских услуг достаточно молодой. Еще два года назад было всего три компании, покупающих проблемные активы, вспоминает первый заместитель директора Европейского агентства по возврату долгов Валентин Ильчук. Сегодня же игроков на рынке гораздо больше. В 2008 году была создана Ассоциация участников Коллекторского Бизнеса Украины, куда на сегодняшний день входят такие компании, как Credit Collection Group, “Служба исполнения обязательств”, Verdict, “Европейское агентство по возврату долгов”, “УкрБорг”, “Украинская коллекторская группа”,” Финансовое агентство по сбору платежей”, “УкрФинансы”, “Кредитэкс¬пресс”, CredEx и “Дельта М”.

Именно они считаются основными конкурентами на рынке коллекторских услуг. Правда, эксперты сетуют, что помимо них, на рынке присутствуют еще несколько десятков компаний – так называемые “серые” и “черные” коллекторы, деятельность которых носит эпизодический и региональный характер.

2010 год стал переломным для коллекторского рынка с точки зрения выхода на его просторы иностранных игроков. Так, в июле прошлого года основным акционером группы компаний “Примоколлект” стал инвестиционный фонд Abris Capital Partners. Осенью появилась информация о покупке доли в компании “УкрФинансы” фондом Horizon Capital, о выходе на украинский рынок одного из лидеров российского рынка взыскания – компании “Пристав”, а также представителя европейского коллекшена – немецкой EOS Group. Наличие у этих компаний солидной ресурсной базы может серьезно отформатировать рынок коллекторских услуг уже в этом году. Не исключен вариант и смены лидеров.

Большинство опрошенных компаний видят себя в краткосрочной перспективе если не в первой тройке, то в пятерке точно. “Я думаю, однозначно в лидерах будут те компании, которые, имея достаточное фондирование, готовы покупать большие объемы долгов. В плюсе будут компании с иностранными инвесторами, у которых есть опыт работы с разными долгами как по сложности и “длине”, так и по типам. Труднее придется небольшим компаниям – иностранцы и уже “застолбившие” за собой лидерские позиции украинские компании со временем просто вытеснят их с рынка.

Если говорить о “сухом остатке”, то основная доля закрепится за тремя-четырьмя крупнейшими компаниями”, – уверена генеральный директор группы компаний “Примоколлект” Эва Закович. Директор компании “УкрБорг” Максим Бурячок считает появление иностранных игроков вполне закономерным явлением, однако усиления конкуренции со стороны новых участников рынка пока не ощущается. “Им понадобится как минимум полтора-два года для того, чтобы отстроить бизнес-процессы, а также наладить операционные механизмы.

Анализируя ситуацию с появлением новых игроков на других рынках, можно констатировать, что тот же EOS, выйдя на российский рынок, смог более-менее закрепить там свои позиции. В других же странах Восточной Европы (к примеру, в Польше) компания не смогла завоевать значительную долю рынка, конкурируя с локальными игроками, и не входит даже в первую десятку рейтинга коллекторских компаний страны”, – уверен г-н Бурячок. В свою очередь Валентин Ильчук достаточно скептически относится к появлению новых игроков, справедливо отмечая, что рано судить об их влиянии на украинский рынок. “На данном этапе они либо находятся на стадии стартапа, либо только начали активную операционную деятельность.

На мой взгляд, они несколько затянули с выходом на наш рынок и поэтому растеряли некоторые свои преимущества. Например, они вряд ли могут удивить рынок своими ноу-хау в области операционных процессов, так как Украина – страна весьма специфическая, и им скорее придется учиться и подстраиваться под местные реалии. Другой пример – стоимость капитала. Пару лет назад новые игроки могли бы в корне изменить ход развития украинского коллекшена, если бы могли покупать местные портфели с западной стоимостью финансирования. На данный момент уже несколько местных игроков получили доступ к “длинным” и “дешевым” деньгам, что позволяет им наращивать цены на рынке покупки портфелей, – заключает Ильчук.

Эволюция образа?

У большинства людей сотрудники коллекторских агентств ассоциируются с двухметровыми физически развитыми мужчинами в черных масках с дубинками в руках, желающими любыми методами “выбить” деньги из заемщика. Причем “выбить” в буквальном смысле этого слова. Однако сами коллекторы активно борются с подобным имиджем, всячески пытаясь объяснить преимущества работы с ними и защищая “кодекс чести настоящего коллектора”.

К примеру, общаться с должником можно только с 7.00 до 22.00, не разрешается оскорблять его честь и достоинство, применять процедуры, которые могут нанести ущерб деловой репутации должника, а также подвергать его безосновательному давлению. Есть такая поговорка у коллекторов: “С портфеля можно собрать цену в 20% за три месяца, но потом чтобы не было стыдно смотреть на себя в зеркало”.

Суть этих слов заключается в том, что коллекторы не гонятся за “выбиванием” долгов любой ценой и любыми методами, желая строить бизнес на законных началах. Отсюда и разные цены, и разные методы работы коллекторов в разных странах.

“Спекуляции или непорядочность на этом рынке можно сделать лишь раз. Второй шанс проявить себя компании, запятнавшей репутацию, вряд ли представится: рынок не такой большой, а клиенты – народ довольно привередливый и с хорошей памятью”, – отмечает Эва Закович. Ведь банки, страховщики, мобильные операторы и другие компании хотят, чтобы их клиенты к ним возвращались в новых экономических условиях. А негативный опыт работы с коллекторами, купившими их портфели, может поставить на этом жирный крест, просто отпугнув клиентов своим поведением.

Рынок проблемных долгов делится на рынок комиссионных услуг и рынок продаж. По оценкам Валентина Ильчука, в 2010 году в работе у коллекторских компаний было около 8 млрд. грн., из которых около 3 млрд. грн. долгов было продано и около 5 млрд. грн. было передано в работу на комиссии. С возобновлением розничного кредитования ожидается, что рынок комиссии будет увеличиваться и в 2011-м (около 6 млрд. грн.), и в 2012-м (около 8 млрд. грн.).

Несколько иная ситуация будет наблюдаться на рынке покупки долгов. В 2011 году рынок также несколько увеличится (до 4-4,5 млрд. грн.) в связи с тем, что банки будут распродавать остатки “кризисных” проблемных активов, но уже в 2012-м (при отсутствии новых кризисных явлений) он может показать тенденцию к уменьшению (3-3,5 млрд. грн.).

Оцените статью
Добавить комментарий