Подполковник запаса Виталий Панченко не хочет уходить из части, так как боится, что ему никогда не дадут положенное жилье.
Отключили свет и воду
На заслуженной пенсии ветеран Вооруженных Сил Украины вот уже третий год. За плечами 25 лет службы и… бесконечная очередь в гарнизоне. Собственной квартиры его семья так и не получила.
«Домом» стала воинская часть Воздушных Сил Украины, что расположена в Севастополе, в районе городского кладбища на 5-м километре. Живет отставник не в общежитии, не в служебном кабинете, а в здании солдатской столовой, в помещении с отдельным входом.
– Командование части прилагает максимум усилий, чтобы выгнать меня за забор, – рассказывает Панченко. – С первых дней этого года отключили электричество, затем перекрыли канализацию, а тепла в помещении нет уже много лет. Продукты, приготовленные на праздничный новогодний стол, пропали, и их пришлось выбросить.
Офицер купил небольшой дизель-генератор и теперь с его помощью прогревает помещение. Семья Виталия Панченко «оккупировала» в здании солдатской столовой «апартаменты» с отдельным входом. Тут имеется две комнаты, туалет, умывальник и небольшая кухня.
Откуда такие привилегии? Несколько лет назад Панченко занимал должность начальника тыла соединения Воздушных Сил Украины.
Командование считает, что помещение в здании солдатской столовой, которое занимает семья бывшего офицера, не приспособлено для жилья, и занял он его, используя свое служебное положение.
– Мы не раз официально предупреждали Панченко о необходимости освободить помещение, – отмечает заместитель командира части полковник Руслан Жамоткин. – Воинская часть – режимный объект, где также находятся фортификационные сооружения. Никто из военнослужащих, кроме солдат срочной службы, на ее территории не живет, и отставнику, как и другим офицерам и прапорщикам, надо снимать себе жилье за пределами воинской части.
Круговая оборона
В Севастопольском гарнизоне на квартирном учете состоит около 2 тысяч 600
военнослужащих.
– Полторы тысячи из них служат в Воздушных Силах Украины, – отметил заместитель командира соединения «Крым» подполковник Виталий Онищенко.
В списке очередников Севастопольского гарнизона (по состоянию на 1 июля 2010 года), который опубликован на сайте газеты «Флот Украины», подполковник запаса Виталий Панченко стоит 285-м по счету. Кстати, заместитель командира соединения «Крым» подполковник Виталий Онищенко занимает в этом списке соседнюю позицию.
Но Виталий Панченко оспаривает и эти данные, так как считает, что должен стоять на очереди еще с 1986 года, когда окончил военное училище и стал офицером. Он уверяет, что верить этому списку нельзя, так как там есть люди, которые, по его данным, уже имеют квартиры в тех городах, где проходили службу ранее.
Жену и взрослую дочь Виталия Панченко приютили знакомые, а он «держит оборону» в своем жилище, оборудованном через стену от зала, где принимают пищу солдаты срочной службы. Отключенный холодильник, телевизор, компьютер, горящие керосиновые лампы – таков теперь суровый быт бывшего офицера.
– Через суды буду добиваться от Министерства обороны Украины выполнения социальных стандартов, которые предусмотрены Конституцией Украины, – говорит Виталий Панченко. – Если же требования не будут выполнены, готов обратиться в Европейский суд.
Звонок в жилкомиссию
– Это не столовая, а просто помещение, которое расположено рядом в здании столовой и относится к воинской части. Но главное то, что по уставу в нем не может никто проживать. На территории соединения этой части вообще не предусмотрены места для проживания офицерского состава. На то должно быть или решение командира, или жилкомиссии. Таковых документов нет. К тому же, есть ли у него квитанции об оплате услуг за свет, воду? Нет. Как человека мы его понимаем – он борется за свои права, но жить там не имеет никакого права. Сначала ему должны довести под роспись распоряжение о выселении, а затем можно приглашать милицию и выводить отставника под белы рученьки.
Кстати
Всего же в Вооруженных Силах Украины, по данным Министерства обороны, около 49 тысяч человек стоят в очереди на жилье.