Экономические ляпы-2010: Коррупция, законы и долги

Экономические ляпы-2010: Коррупция, законы и долгиИтого, реальный дефицит государственных финансов в 2010 году наверняка крепко превысил 100 миллиардов гривен. В основном, это долги. Обычно дефицит покрывается или продажей государственного имущества, или протянутой рукой. Продать в 2010 году почти ничего не получилось. Зато долгов Украина набрала с запасом.

Экономика Украины не вышла из кризиса и это факт. В определенный момент даже казалось, что кризис только углубляется.

Одиннадцатое место. Национальные проекты

Если бы нацпроекты внедрялись в капиталистической Америки, а об этом писала советская газета “Труд”, выглядело бы это примерно так.

“Простые рабочие и пенсионеры Штатов голодают, и пытаются свести концы с концами, получая пенсии и зарплаты примерно в 1000 долл. На территории США полно депрессивных областей, в которых не мешало бы построить заводы и фабрики, чтобы обеспечить работой армии безработных.

Но вместо этого коррумпированное правительство, в котором сидят хищные эксплуататоры трудового народа и руководства империалистов, решили разделить между собой миллиарды долларов. Для этого они придумали, что в стране сейчас самая большая потребность учить детей не по учебникам, а по новейшим компьютерами, а еще построить в стране сеть дорогих в эксплуатации солнечных и ветряных электростанций “.

Если изменить США на Украину, а 1000 долларов в 1000 гривен, то все будет почти так же.

Население страны действительно находится в ужасном состоянии. Достаточно выехать из Киева, и нищие условия жизни станут заметны везде.
Именно поэтому несколько человек во главе с президентом решили “распилить” миллиарды долларов на “Национальные проекты”.

Это почти провальные вещи, потому что никому не нужна дорогая электроэнергия от “ветряков”. Платить за все это придется бюджета, так как электронные учебники для детей не могут окупаться в принципе.

Но сначала несколько особо важных персон наберут кредитов под государственные гарантии, и потратят их так, как считают нужным.

И самое главное, что им ничего за это не будет. Потому что они – это и есть власть.

Десятое место. Беспошлинный импорт нефтепродуктов

В августе 2010 года никому неизвестная компания “Ливела” получила право на ввоз в Украину нефтепродуктов без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины.

Владельцем “Ливелы” является народный депутат от Партии регионов Владимир Зубик, которого поддерживает, а тут уже по разным версиям, или вице-премьер Андрей Клюев, или министр ТЭК Юрий Бойко. Все они, правда, отрицали эту информацию.

Однако появление такого привилегированного игрока взорвала рынок. Объемы поставок нефти и нефтепродуктов были такими, что те, кто не имел подобных льгот стали получать колоссальные убытки.

Также Кабмином ходили слухи, что этот проект нужен для финансирования выборов Партией регионов.

По оценкам экспертов, Украина в итоге недополучила 3 миллиарда гривен.

А после завершения выборов, президент дал команду разобраться, что происходит.

Между тем “Ливела” продолжает работать, доказывая, что в Украине безналоговые схемы поставок топлива вполне жизнеспособны, если знать, к кому обратиться за поддержкой.

Девятое место. Сохранение процедуры закупки у единственного поставщика

Коррупция в госзакупках – именно тяжеловесное по всем видам казнокрадства. Чиновнику достаточно учесть свои 10% “отката” в цене, и на 1 миллиарде уже получается 100 миллионов.

По стране “гуляют” украденные миллиарды, на которые “слуги народа” пытаются выжить в этом сложном мире.

Бороться с такими явлениями была призвана система тендеров. В идеале, если госструктура то хочет купить, она в открытую спрашивает: кто и за сколько продаст? И потом выбирает из всех предложений лучшую.

Но как же тут украсть? В разное время вокруг тендеров существовали свои схемы.

В основном, в конкурсах участвовали одни и те же люди, но они якобы представляли 3-4 разные компании. Все они ставили завышены, но немного разные цены, и побеждал лучший.

Также в разное время сначала Тендерная палата, а затем определенные чиновники от Минэкономики получали “откаты” за признание таких “липовых” тендеров действительными.

Но украсть по-крупному можно было иначе – через покупку у единственного поставщика. В принципе, эта технология работает в качестве исключения.

Например, если нужно срочно купить очень высокотехнологичную деталь, то торги устраивать нет времени.

Другое дело, что нужны очень четкие основания. Например, стихийное бедствие. А также, разрешение уполномоченного органа заключать сделки. В разные времена, решал, разрешать или нет – Минэкономики и АМКУ.

Во времена Юлии Тимошенко эту процедуру в Минэкономики не отбирали, но ввиду отсутствия профильного закона позволили правительству принимать отдельные решения.

“Беспредел” длилось два года, и за эти два года правительство приняло более 40 отдельных решений. Например, технология активно использовалась при закупке лекарств во времена так называемой “эпидемии свиного гриппа”.

Новая власть не стала отказываться от этого замечательного механизма. Но поскольку закон о госзакупках был принят, полномочия вернули Минэкономики.

Однако сейчас, по-прежнему через закупку у одного поставщика “прогоняют” миллиарды – например, на закупку под Евро-2012.

Какие объемы коррупции связаны сегодня с закупкой у единственного поставщика, знает только Господь Бог и Минэкономики. Однако совершенно точно, что коррупция есть.

В Украине работает простое правило: если есть способ украсть, обязательно украдут.

Восьмое место. Сохранение Надра банка и Родовида

Дело началось 2008 года. Сначала кто-то решил вывести, или просто украсть часть денег из “Надра Банка” и “Родовид Банка”.

Вряд ли здесь обошлось без владельцев, но все они на свободе. Разве что, скрывается бывший глава “Надра” Игорь Гиленко, которому наверняка сказали сделать то, что он сделал.

Этап первый – исчезли миллиарды из тех денег, которые банки собрали у населения.

Этап второй – Национальный банк выдал им рефинансирования – кредиты на один год, которые затем были продлено еще на пять. Львиная доля из многомиллиардного рефинансирования также украдена.

Этап третий – Нацбанк ввел в банке временную администрацию. Денег у них уже нет, но и закрывать банки нельзя.

Во-первых, против была премьер Юлия Тимошенко, которая собиралась идти в президенты.

Во-вторых, как тогдашний глава НБУ Владимир Стельмах мог объяснить пропажу рефинансирования? Что, “мы плохо работаем? Это же уголовная статья.

Этап четвертый, затяжной – правительство почти год решает, давать еще денег. Нацбанк, естественно, рекомендует дать. Все это время вкладчики обанкротившихся банков митингуют под разными стенами.

Этап пятый – “Родовид” дали денег, и на несколько дней устроена публичная выдача депозитов. На церемонии вручения вкладов присутствует лично Тимошенко.

Параллельно, как выяснилось позже, не без ведома председателя банка Сергея Щербины, исчезают из банка сотни миллионов. А еще много-много говорили о том, что деньги из купленных государством банков идут на выборы.

Этап пятый – в “Родовиде” восстановлена временная администрация. Теперь он снова такой же, как “Надра”, только денег украдено более.

Этап шестой – конец 2010 года. Два “трупы” по-прежнему существуют, и их все еще не решаются убить. Потому что Нацбанку придется списывать миллиарды рефинансирования и отвечать на вопросы Генпрокуратуры о качестве надзора.

Правительства тоже не интересно убивать “живых мертвецов”, потому что из бюджета туда влиты миллиарды. А еще есть мифический Дмитрий Фирташ, который в свое время поручился за “Надра” имуществом. Ликвидировать банк, стало быть, нехорошо – придется долг возвращать уважаемому человеку.

Этап седьмой – 2011 год. Вопрос с “Надра” и “Родовид” будет мучительно тянуться.

Никому не хочется трогать огромные “туши”, которые уже наполовину разложившихся.

Седьмое место. Административная реформа

Виктор Янукович любит неожиданности. Позднего декабрьского вечера, а точнее ночью он вдруг сделал революцию – провел административную реформу.

Президент сократил количество министерств с 20 до 16. Исчезли также несколько ведомств.

Цель, конечно, была благая – сократить количество чиновников, чтобы сэкономить деньги налогоплательщиков.

Примерно так поступили президент Леонид Кучма и премьер Виктор Ющенко в 2000 году – объявили о сокращении чиновников в министерствах и ведомствах на 30%. То у них не сложилось, и чиновников стало на 30% больше.

Нечто похожее сейчас происходит с админреформой Януковича. Так, вывесок министерств стало меньше, однако весь фокус в том, что одно министерство или ведомство перешло в состав другого.

Возможно, в ходе этого фокуса кто же потеряет работу, но самое главное – это стабильность, поэтому свои люди остались при деле.

Все устроены, перед народом отчитались, можно теперь еще что-нибудь “реформировать”.

Шестое место. “Харьковские договоренности”

21 апреля 2010 Виктор Янукович и Дмитрий Медведев почти неожиданно договорились встретиться в Харькове. Выбор места был не случаен – город красивый, а киевские журналисты сюда доберутся не в полном составе.

Но и те, кто добрался, не сразу понял, что произошло. Даже большинство высокопоставленных чиновников не знали, чем эта встреча закончится.

А закончилась она вот чем.

Главными итогами стали договоренности по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины на 25 лет и снижение цены на российский газ для Украины на 30%, но не более чем на 100 долларов за тысячу кубометров.

Оппозиция до сих пор считает это сдачей национальных интересов. Более того, для украинском цена на газ не снизилась и не снизится.

Власть же говорит о восстановлении дружбы со стратегическим партнером – Россией.

Как бы там ни было, решение принималось тайно. Украинский никто не спросил, хотят ли они видеть еще 25 лет российский флот на своей территории. Цена на газ для населения согласно следующим договоренностям с МВФ должно возрасти еще на 50%.

К тому же оппозиция считает, что остальные пункты соглашения также является ни чем иным, как предательством. Под эту категорию попал и договор о создании СП между украинским авиаконцерном “Антонов” и российской Объединенной авиационной корпорацией “.

В общем, слияние с России 2010 года носило достаточно стремительный характер.

Пятое место. Проигрыш “Нафтогаза” Фирташу в суде

Трудно признать, что, забирая 11 миллиардов кубометров газа у Дмитрия Фирташа, Юлия Тимошенко делала все правильно. Она рисковала всем, чем только можно было рисковать.

Даже при том, что общественное мнение было на ее стороне (так и надо олигарху!), Пользы это не принесло никому.

Чтобы так поступать, Тимошенко должна была быть уверенной хотя бы в своей победе на президентских выборах.

А после ее проигрыша вернулись старые времена. Сначала новая власть начала аресты тех, кто имел к отбору газа непосредственное отношение. А потом истец по иску Фирташа – “Нафтогаз Украины” добровольно сдался олигарху.

А что в итоге?

Отобранный газ Тимошенко называла собственностью народа Украины, за который было уплачено. Потом этот же газ, возвращенный Фирташу, лишил украинский народ его собственности.

И теперь этот газ, возможно, будет продаваться тому же народу Украины. Так что жители страны в результате заплатят за газ если не трижды, то дважды уж точно.

Даже если это преувеличение, отбора газа и его возвращение – наиболее мутная дело 2010 года, в результате которой Фирташ отыгрался.

Украина проиграла.

Четвертое место. Кредит от МВФ

“За кредиты МВФ, которые взяла Тимошенко, будут расплачиваться наши дети!” – Злобно говорили Николай Азаров и Виктор Янукович, а затем оба заняли посты премьера и президента и попросили у МВФ еще кредитов.

Для внуков.

МВФ – это такая организация, которая имеет много денег и не имеет целью заработать еще больше. Парадокс, однако Фонда больше нужно раздавать кредиты, чем получать проценты по ним. Поэтому куда важнее иметь глобальное влияние на того, кому он дает деньги.

Не кажется ли вам странным, что Украина имеет дефицит бюджета, но кредит МВФ направляется к золотовалютным резервам Нацбанка, объясняя все это именно дырой в бюджете?

Не удивительно, что в итоге говорят о том, что проедать такой большой кредит нельзя, но именно им решаются бюджетные проблемы? Так мы проедаем эти деньги или нет? Если нет, то зачем нам нужны кредиты?

На самом деле кредит МВФ выгоден не только ему самому. Говорят, что именно Фонд потребовал отмены упрощенной системы налогообложения в Украине.

Глупый вопрос – зачем это Фонда? Но как это нужно было Азарову! Так что кредит – выгодная штука, когда нужно решить в стране непопулярные вопросы – Фонду свои, а местным властям свои.

А вот то, что по этим кредитам будут расплачиваться наши дети, чистая правда.

Остальные – большая политика и большие деньги.

Третье место. Налоговый кодекс

Кодекс – это собрание законов. То, что было принято в 2010 году сводом законов назвать нельзя. Просто был написан абсолютно новый документ, который изменил налоговую систему страны.

Последствия принятия Налогового кодекса рисуются авторами как благо. Действительно, документ знив НДС и налог на прибыль. Количество налогов сокращено.

Однако в процессе подготовки Кодекса умерла упрощенная система налогообложения. Многие эксперты видят в документе расширение полномочий налоговиков. К тому же количество новаций не позволяют говорить о принципиально новую налоговую систему. Качество текста также оставляет желать лучшего.

В любом случае ни у кого не осталось ощущение, что добрый царь позаботился о народе или, на худой конец, выполнил свое предвыборное обещание снизить налоговый пресс, ввести налоговые каникулы и прочее.

Точнее, это все было сделано, но только не для мелкого и среднего бизнеса. Именно они, по замыслу авторов и оплатят каникулы тем, кто имел возможность постоять за спиной тех, кто писал Кодекс.

К тому же из Кодекс в Украине могла произойти вторая революция, второй Майдан. Но очень скоро Майданы был разогнан, а добрый президент подписал кодекс.

Второе место. Искусственное прикручивания экспорта зерна

В 2010 году Украина собрала очень неплохой урожай зерновых в 41 миллион тонн. Для обеспечения внутренних потребностей страны требуется от 25 до 27 миллионов, к тому же у нас были 5 миллионов тонн переходящих запасов.

Выходит, примерно 15 миллионов тонн Украины могла спокойно экспортировать. По самым приблизительным подсчетам, это 8 миллиардов долларов, или 64 миллиарда гривен.

Естественно, аграрии хотели это зерно продать зернотрейдерам, а те – вывезти за границу. Но не тут то было.

В начале октября правительство запретило экспорт зерновых, и ввел квоту на вывоз в размере всего 2,7 миллиона тонн.

Тут же появилась Россия, у которой в этом году погорел урожай, и попросила продать ей 2 миллиона тонн. Украина даже вроде согласилась, хотя где брать такие ресурсы, никто сказать так и не смог.

На следующий год квоты уже продлены, разве что увеличенные до 4,5 миллионов тонн. Примерно на 2 миллиона объемы уже расписаны.

Зачем было вводить ограничения, до сих пор не понятно. Из поверхностных догадок – нужно было “сбить” цену на зерновые для того, чтобы их закупила государство в Аграрный фонд.

Если посмотреть более внимательно, правительство создало государственного зернотрейдера, и мог “сбивать” цены для него.

И уже почти шепотом говорят, что за блокированием экспорта зерна стоят вице-премьер Борис Колесников и аграрный министр Николай Присяжнюк.

Первое место. Тотальное финансирование бюджета за счет долга (37,5%)

Украина продолжает жить в долг с размахом. Вопреки заявлениям, новая власть не стала более сдержанной в расходовании денег, которые ей не принадлежат.

Официальные данные таковы. По итогам 10 месяцев 2010, дефицит бюджета составил 56,6 миллиарда гривен. На весь год запланированы 54 миллиарда.

Реально же, как признался в октябре министр финансов Федор Ярошенко, дефицит составил более 100 миллиардов.

Правда он назвал это не займам, а работой правительства на финансовых рынках.

Это значит, что каждая третья гривна потрачена государством чрезмерно. Расходы бюджета на 2010 год запланированы в размере 305 700 000 000 – считайте сами. Конечно, расчеты верны, если затрачено будет все. Де-юре, тратят немного меньше, но де-факто это не совсем так.

Дело в том, что расходы государства – это не только бюджет. Это и “минус” в финансовых расчетах НАК “Нафтогаз Украины”, который получил и ОВГЗ в уставный фонд, и кредиты госбанков. А также – внеплановый дефицит Пенсионного фонда, и расходы на капитализацию банков, которых в этом году не было и уже не будет.

А еще – разного рода “дыры” в доходах таких структур, как “Укрзализныця” и “Укравтодор”. Официально, они сами по себе, но когда дело доходит до расчетов, то платить приходится из бюджета.

Итого, реальный дефицит государственных финансов в 2010 году наверняка крепко превысил 100 миллиардов гривен.

В основном, это долги. Обычно дефицит покрывается или продажей государственного имущества, или протянутой рукой. Продать в 2010 году почти ничего не получилось. Зато долгов Украина набрала с запасом.

Официально, по состоянию на 22 декабря в общий фонд госбюджета поступили 74,9 миллиарда гривен кредитов. Однако даже приблизительные подсчеты дают гораздо большие цифры.

Считайте сами. В августе Украина получила первый транш нового кредита МВФ в размере 1,89 миллиарда долларов. В декабре – еще один, на 1,5 миллиарда.

Всего за 2,5 года Фонд даст нам 15,15 миллиардов долларов на не очень долгий срок – 29 месяцев.

Летом Российский “Внешторгбанк” (ВТБ) предоставил правительству Украины кредит в размере 2 миллиардов долларов, а чуть позже продолжил его.

Дважды в год Украина выпустила еврооблигации. В сентябре удалось собрать 2 миллиарда долларов, в декабре – еще 500 миллионов.

На внутреннем рынке по итогам 11 месяцев правительство выпустило облигации на 68,6 миллиарда гривен. Безусловно, не все деньги пошли в бюджет.

Например, для возмещения долга по НДС правительство выпустило бумаг на 16,4 миллиарда гривен. А еще сюда включены ОВГЗ на 7,4 миллиарда, которые пошли в НАК “Нафтогаза Украины”, а затем были выкуплены государственными банками.

А еще были какие-то государственные гарантии на 6,5 миллиарда гривен, по итогам 10 месяцев.

Кому они были выданы и когда, непонятно. Но по итогам года сумма еще может возрасти.

Теперь что касается государственных холдингов. 261 000 000 долларов может привлечь в ближайшее время Южная Железная от мирового банка, который планирует издать Украины в ближайшее время еще полтора миллиарда долларов кредита.

“Укравтодор” уже получил 450 миллионов евро от ЕБРР на строительство дорог. Кроме того, до конца года в Украине уже могли прийти первым заемные деньги по некоторым из нацпроектов.

В общем, кто и сколько занимает в этой стране, известно разве что Минфина и МВФ. Ясно другое – официально опубликованные цифры явно занижены.

А теперь вопрос – долго может тратить государство почти на 40% больше, чем зарабатывает?

Оцените статью
Добавить комментарий