Негативные ожидания от применения контрольных функций налоговых органов и сужение рынка товаров и услуг для предпринимателей вызовет массовую ликвидацию малых предприятий. Это приведет к тенизации малого бизнеса и рост социального напряжения.
Верховная рада, утверждая Налоговый кодекс с учетом поправок главы государства, как компромисс оставила действующими указ президента от 1998 года об упрощенной системе налогообложения и нормы декрета правительства от 1992 года о подоходном налоге с граждан, которые касаются единого и фиксированного налогов.
Поспешность принятия такого компромисса осложнило одновременное применение этих документов. Такое решение не решило проблему малого предпринимательства, а только отложило ее.
Это приведет к зависимости от трактовки документов налоговиками, а следовательно – к неопределенному состояния плательщиков единого и фиксированного налогов.
Следовательно возникли следующие противоречия.
1. Условия применения и порядок учета и отчетности единого и фиксированного налогов противоречат статье 11 “Специальные налоговые режимы” кодекса и подразделения 8 раздела 20 “Переходные положения”. В подразделе сказано, что до внесения изменений в раздел 14 Кодекса применяются указанные выше документы о едином и фиксированном налогах.
Статья 11 определяет, что специальный налоговый режим – это система мероприятий, которая определяет особый порядок налогообложения отдельных категорий предприятий. То есть упрощенная система и фиксированный налог являются специальными налоговыми режимами.
Одновременно эта статья предусматривает, что специальные налоговые режимы устанавливаются и применяются в случаях и порядке, определенных только этим кодексом, и не признаются специальными налоговые режимы, не признанных таковыми этим кодексом.
Таким образом, специальные налоговые режимы, определенные указом президента и другим законом, становятся полулегитимными. Особенно это будет касаться учета и отчетности. Подраздел 10 раздела 20 “Переходные положения” кодекса говорит: если законодательство предусматривает другие правила налогообложения, то применяются правила кодекса.
Итак, общие нормы отчетности могут быть применены к плательщикам единого налога несмотря специальные нормы отчетности, определенные указом об упрощенном налогообложении.
2. Непонятно, можно ли применять фиксированный налог на рынках.
С одной стороны, в подразделе 8 раздела 20 “Переходные положения” оставили в силе соответствующие абзацы статьи 14 раздела 4 декрета правительства от 1992 года о подоходном налоге с граждан, устанавливающий правила применения фиксированного налога.
Кроме того, в этих абзацах определены условия применения фиксированного налога, и одна из них такая: гражданин продает товары и оказывает сопутствующие услуги на рынках и является плательщиком рыночного сбора согласно законодательству.
В это же время в Налоговом кодексе рыночный сбор отменен уже с 1 января 2011. Поэтому этот вопрос опять же трактовать налоговая администрация.
3. Проблемным является освобождение плательщиков единого и фиксированного налогов от применения кассовых аппаратов. Пункт 25 закона о внесении изменений в некоторые акты в связи с принятием Налогового кодекса, который был принят одновременно с кодексом, вносит некоторые изменения в закон о применении кассовых аппаратов.
В частности, предусматривается, что установление норм относительно неприменения регистраторов расчетных операций в других законах, кроме Налогового кодекса, не допускается.
Однако неприменение кассовых аппаратов плательщиками единого и фиксированного налогов устанавливается законом о РРО и соответствующим указом президента, но не кодексом. Следовательно, эта норма тоже трактоваться налоговой администрацией.
Следовательно сосуществования упрощенной системы налогообложения и норм Налогового кодекса относительно проверок субъектов упрощенной системы создавать существенные риски.
Известно, что главным способом упрощения учета и отчетности является то, что плательщики не обязаны вести учет расходов на основании первичных документов и подавать декларацию о доходах, полученных от такой деятельности.
В то же время, на плательщиков единого и фиксированного налога распространяются разделы отношении налогового контроля. В частности, фактические проверки без предупреждения плательщика определены статьей 80 Налогового кодекса. Проверка может длиться десять дней и может быть продлена на пять дней. Количество проверок не ограничено законом.
Во время проверки налоговики могут вести хронометраж, т.е. учитывать хозяйственные операции. Кроме того, статья 20 Налогового кодекса позволяет контролерам требовать инвентаризации активов и осуществления контрольной закупки. Все это может осложнить деятельность любого малого предприятия.
Если данные проверок свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, контролирующий орган самостоятельно определяет сумму денежных обязательств такого субъекта. Фактически это скрытое введения непрямых методов налогообложения.
Таким образом, налоговая инспекция имеет существенные возможности для влияния на деятельность всех предприятий, в частности, и на плательщиков единого и фиксированного налогов. Это нивелирует содержание упрощенной системы налогообложения и увеличивает коррупционные риски для предпринимателя.
Отдельной проблемой стала норма статьи 139 кодекса. Она устанавливает, что плательщик налога на прибыль предприятий не может отнести к своим расходам приобретение товаров, работ, услуг и других материальных и нематериальных активов у физлица-предпринимателя, который платит единый налог, кроме расходов в сфере информатизации.
Итак, после вступления в силу третьим разделом кодекса с 1 апреля 2011 компании, работающие по общей системе налогообложения, не смогут сотрудничать с предпринимателями-физлицами на упрощенной системе налогообложения, чем ограничат их рынок, особенно в сфере услуг, и повлекут ликвидации до 100 тысяч предпринимателей.
Такое ограничение делалось под лозунгом закрытия схем с отмыванием средств, однако они будут действовать и дальше благодаря юридическим лицам на едином налоге, которые затем выводят средства через физических лиц на едином налоге.
Схема только усложнилась и подорожала вдвое, а для добропорядочных предпринимателей, которые действительно оказывали услуги и продавали товары предприятиям, рынок закрылся.
Есть и ряд “переходных” проблем. Так, восьмой подразделение переходных положений кодекса установил иной порядок уплаты единого налога, чем предполагалось ранее.
С 1 января 2011 плательщик единого или фиксированного налога должен перечислять на бюджетный счет не полную сумму, установленную местным советом, а лишь часть единого или фиксированного налога, подлежащего перечислению в бюджет согласно законодательству – 42% ставки единого налога или 90% ставки фиксированного налога.
При этом Госказначейство с 1 января не будет распределять средства на социальные фонды. Плательщики обязаны начислять и перечислять единый социальный взнос в порядке, определенном законом о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Для того же, чтобы получить право на единый или фиксированный налог на 2011 год, нужно уплатить единый или фиксированный налог еще в 2010 году. Однако в 2010 году казначейство распределяет сумму налога между бюджетом и социальными фондами.
Предприниматели, которые оплатили весь установленный местными советами налог за первый квартал, теперь интересуются, будут 58% от суммы единого налога, перечисленные в 2010 году за 2011 год, зачтены как часть уплаты единого социального взноса. Ответа на этот вопрос в кодексе нет, поэтому его должен урегулировать Минтруда.
Неопределенность перечисленных вопросов, негативные ожидания от применения контрольных функций налоговых органов и сужение рынка товаров и услуг для предпринимателей вызовет массовую ликвидацию субъектов малого предпринимательства. Впоследствии это может привести к тенизации малого бизнеса и рост социального напряжения.
Ксения Ляпина, народный депутат Украины, фракция НУНС, заместитель председателя комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства