В Севастополе вчера отметили скорбную дату – 55 лет со дня гибели линкора “Новороссийск”. Тогда погибли больше шестиста человек. Официальной причиной трагедии назвали старую немецкую мину, которую корабль случайно задел якорем. Однако характер повреждений судна и странное стечение обстоятельств дают повод говорить и о других версиях взрыва.
Первоначально линкор “Новороссийск” назывался “Джулио Чезаре”. Это была гордость итальянского флота. После окончания Второй мировой корабль перешел к советским военным морякам.
Накануне трагедии он выходил в море – на учебные стрельбы. По возвращении, пришвартовался не там где обычно, а у Госпитальной стены. Считается, что именно это обстоятельство и привело к гибели линкора. Взрыв прогремел глубоко за полночь. В ночь с 28-го на 29-е октября 55-го года.
Николай Бретанчук, бывший командир электротехнической группы БЧ-5 линкора “Новороссийск”:
– Пришли все с увольнения, поужинали. Каждый кто чем занимался. Легли спать. И где-то в 2-40, 2-30 произошло содрогание корпуса, когда произошел взрыв. Потух свет. Никто ничего не понял. А мои ребята, моя электротехническая группа, как раз находились в 14-ом кубрике, где и произошел взрыв.
Несколько сотен человек погибли мгновенно. Все, кто выжил, бросились спасать линкор. На помощь поспешили и аварийные команды с соседних кораблей. Моряки боролись за “Новороссийск” без малого два часа. Но безуспешно. Он уткнулся носом в дно бухты, а затем опрокинулся на левый борт. Люди во внутренних отсеках – оказались в ловушке. Спаслись в основном те, кто в момент трагедии находился на палубе. Правительственная комиссия рассматривала несколько причин трагедии.
По официальной версии, линкор подорвался на немецкой донной мине времен Второй мировой войны, которую задел якорем. Однако у историков есть и другая версия – о том, что это могла быть диверсия.
Изучая документы и мнения военных экспертов, некоторые историки пришли к выводу – мина не могла нанести таких повреждений. Тогда возникло предположение, что взрывчатка находилась внутри корабля. И заложили ее неизвестные диверсанты, возможно даже бывшие хозяева линкора – итальянцы.
Анатолий Котов, историк-экскурсовод:
– Профессионалы говорят, что взрыв был изнутри. Прямо по розочке изнутри был. Поэтому про мину неконтактную говорить не стоит.
В память о погибших в Севастополе названа набережная. Та самая, у стен которой затонул корабль. Вчера тридцать моряков “Новороссийска” вышли на катере в море, чтобы спустить на воду венки и почтить память товарищей.
Нагревательный кабель для обогрева водостоков со встроенным термостатом tepliypol.com.ua