При входе в мечеть на ул. Лукьяновской стоят стеллажи Киев. На них люди складывают обувь. Внутрь заходят босиком. Все говорят друг другу “ид мубарак”, что означает “счастливого праздника”.
Женщины с детьми поднимаются на второй этаж в специальную комнату. Мужчины во время молитвы, которая длится 10 минут, становятся на колени и касаются лбом пола. Большинство одеты в деловые костюмы с галстуками.
– Ураза-байрам – второй по значению праздник у мусульман, – говорит работник мечетиРуслан Вахаевич, 46 лет. – Это разговение, которое завершает пост в священный месяц Рамадан. Целый месяц мы постились от восхода до заката солнца. Нельзя было даже пить воду. Добрые дела, сделанные в этот период, засчитываются в тысячекратном размере. Поэтому сейчас мы щедро подаем милостыню.
Среди женщин много украинок.
– Я пришла в ислам в 16, – говорит 32-летняя Фатима Маевская. – Родители христиане, но в церковь не ходили. Потом говорили, что даже рады за меня, потому что с таким характером неизвестно что из меня выросло бы. Через девять лет познакомилась в мечети с мужем Хайсамом Агой, поженились. Сейчас воспитываем сына 4-летнего Низара. При рождении в больнице ему сделали обрезание. Это не обязательно, но желательно.
Фатима говорит, резко размахивая руками. На голове платок. Такие носят даже маленькие девочки.
Возле магазина во дворе 35-летняя Наталья Копань рассматривает хиджаб (головной убор мусульманок, закрывающий волосы и шею – “ГПУ”) за 20 грн. Здесь продают духи на основе эфирного масла. Обычными, содержащими алкоголь, пользоваться нельзя. Правая рука у Натальи разрисована хной. Такие узоры делают к празднику и невестам в день свадьбы.
Во время угощения женщины садятся с детьми отдельно от мужчин. Для пожилых людей, которые не могут сидеть на полу, ставят стол и стулья. Несколько женщин разносят наваристый суп с большими кусками мяса. Затем подают плов со сладкими орехами кешью и фасолью.
У большинства женщин глаза подведены черным карандашом.
– Для женщины есть особые награды в раю, если она старается быть хорошей для своего мужа, – рассказывает 27-летняя Айсилу Абсатарова. Она помогает разносить гостям плов. – Только ногти не красим, потому что во время намаза нужно омывать лицо, руки и ноги до лодыжек.
26-летняя Светлана Ягодник идет за ширму. Становится там на колени, молится. Она не меняла имя, хотя ее мужу нравились имена Амина и Фатима.
– Я три года тому назад познакомилась с иорданцем. Мама сдавала ему квартиру. Он элегантно ухаживал, даже не намекал на интимные отношения, в отличие от украинских ребят. Обсудили с ним возможность многоженства. Я была не против. Решили, если он захочет – я подберу ему вторую жену.
В Украине около 2 млн мусульман. Больше всего – в Крыму. Большие общины есть в Одессе, Киеве, Донецке и Львове.
– Украинские мусульмане отличаются большей демократичностью, – говорит Руслан Вахаевич. – Женщины разговаривают в мечети. Могут знакомиться с друзьями мужа. В Ираке и Саудовской Аравии это запрещено.