С приближением лета на городских улицах появились уличные музыканты. “Земля обетованная” для них –– это, как правило, городское кольцо, особенно места отдыха вдоль набережной. Достаточно беглого взгляда, чтобы заметить, что уличные музыканты существенно отличаются друг от друга. Репертуар, да и сами исполнители, играющие на разнообразных музыкальных инструментах, привлекают внимание прохожих, “вынуждая” случайную публику “раскошеливаться”.
Первым, с кем мы познакомились, решив собрать для газеты материал о людях, играющих прямо на улице, был Владимир. Мужчина в инвалидном кресле, без ноги, наигрывал незатейливую мелодию, перебирая пальцами черно – белые клавиши аккордеона. Он не дал себя долго уговаривать и охотно рассказал свою историю о том, что заставляет его приезжать в центр города из поселка Любимовка.
Владимир занимается музыкой с 14 лет. В детстве играл в оркестре на домре, в более зрелом возрасте—в оркестре Киевского цирка. Музыка “кормила” его не всегда, и мужчина признается, что в поисках лучшей доли перепробовал немало специальностей. Было дело, когда он работал “на хозяина” в начале 90 – х годов в Средней Азии. Но потом (здесь собеседник явно смутился) начался не лучший период в его жизни, который сейчас он называет не иначе как “глупостью”. Вероятно, тогда мужчина и стал инвалидом. Владимир не захотел посвящать нас в свою личную жизнь, обобщив, что “надо ходить Божьими путями”.
“Когда человек надеется на себя, а не на здравый смысл, с ним происходят неприятности”,—философски заключил он и, словно ставя жирную точку в разговоре, вновь заиграл какую – то незатейливую мелодию. Прислушавшись, мы догадались, что здесь не обошлось без французского кинофильма 60 – 70 – х годов. “Ив Монтан”,—кивнул головой Владимир, кажущийся в этот момент очень довольным. Он рассказал также, что обычно приезжает в центр поиграть два раза в неделю, до обеда. Движет им не столько желание заработать лишнюю копейку, сколько потребность в общении, в собственной самореализации. “Я играю не для денег, для души”—поясняет мужчина.—Дадут—я благодарен”. Позже мы встретили его еще раз на набережной, одиноко сидящего в инвалидной коляске в стороне от людей, ожидающих катер.
Следующими музыкантами, для которых улица стала и сценой, и местом дополнительного заработка, были два молодых человека, представившиеся как Саня и Инди. Саня играл на гитаре, а друг его, обладатель то ли имени, то ли прозвища,—на диковинном в наших краях инструменте джамбей—африканском барабане. Мимо музыкантов, примостившихся на тротуарном бордюрчике, спешили по своим делам люди, проезжали машины—парни словно ничего не замечали вокруг. Саня самозабвенно пел песню, смысл которой для “непосвященных” туманен. Инди стучал по барабану пальцами, перевязанными пластырем. Однако на наше вмешательство дуэт отреагировал вполне благодушно. Щурясь от солнца, глядя в прямом смысле слова снизу вверх, парни поделились концепцией своего образа жизни.
—Наше кредо: живи здесь и сейчас, в эту минуту, в эту секунду. Правда в том, что завтра не существует, есть только сегодня,—так говорил Инди, запястья которого были украшены какими – то цветными веревочками, или, как еще говорят, “фенечками”.—Мы уверены, все люди без исключения хорошие, добрые. Просто некоторые забывают, что они изначально несут в себе свет. Мы путешествуем по разным городам, странам (по словам парней, они были в России, Молдавии, Приднестровье). Мы абсолютно свободны, так как не привязаны ни к чему материальному…
—Но вот рядом с вами кепка, в которую прохожие могут бросать деньги.
—Да, потому что музыка—это наш единственный источник дохода. Так мы обмениваемся энергиями. Ведь деньги это тоже энергия, правда? Мы же превращаем эту энергию в пищу…
Разговор, спонтанно начатый, так же неожиданно завершился. Решив, что мы уже достаточно “просвещены”, свободолюбивые музыканты продолжили выступление. Но нас в этот день ожидала еще одна встреча. Не один, не два, а группа музыкантов с гитарами, ударным инструментом и колонками – усилителями расположилась в начале Приморского бульвара, у моря. Под музыку, напоминающую рок, танцевала молодая девушка, эффектная блондинка. Ее старания, надо признать, приносили плоды. Зрители, среди которых в основном были мужчины, останавливались неподалеку, смотрели. Вскоре к ней подошли двое молодых, крепких парней и предложили чем – нибудь угостить. Девушка воодушевилась, почему – то сняла туфли на высоком каблуке и под следующую песню уже “зажигала” босиком. Двое незнакомцев терпеливо стояли неподалеку.
Руководителя этого уличного вокально – инструментального ансамбля Алексей Золотарев. Мы познакомились “несколько песен спустя”, когда группа закончила выступление. Алексей рассказал, что в Севастополь приехал с Урала. Автостопом. Также называется проект, под который он подобрал “музыкальную команду”.
—Уличные выступления для нас—это переходный период. Для поддержания штанов. Можно сказать, что это репетиция, за которую нам еще и платят.
Музыканты играют в основном русский рок, исполняют музыку собственного сочинения. У Алексея далеко идущие планы. Он хочет создать коалицию уличных музыкантов, чтобы “люди не сидели в гаражах и в подвалах, а вылезли наружу”. Можно сказать, что Алексей
своеобразный идеолог этого движения. Он считает главным для уличного музыканта желание доставить людям своим умением удовольствие.
—Я за качественное исполнение музыки, в том числе и на улице. Терпеть не могу, когда играют и поют “за бутылку”. Гоняю таких. Не люблю “аскеров”—тех, кто подходит к прохожим с шапкой, выпрашивая деньги. Так делать нельзя. Это накладывает негативный отпечаток на нормальные команды. Какое после этого будет к нам отношение?
Алексей рассказывает, что имеет официальное соглашение с администрацией Приморского бульвара. Вспоминает, что один раз его попросили выйти на субботник—”чего – то там подбелить”.
—Я с этим не парюсь. Надо—так надо. Если ко мне хорошо относятся, я стараюсь отвечать тем же,—заключает он.
А вот об “эффектной блондинке” ему, как выяснилось, сказать нечего. “Согласен, в этом есть своя “фишка”, но мы не знаем эту девушку. Она подошла к нам сама”. Так это или нет—в принципе не имеет значения. Алексею больше нравится говорить о том, кем он видит себя в современной музыке. Например, ему неприятна “попса”. “Попсовая” нация—всеобщая деградация”,—считает уличный музыкант, играющий рок – музыку.
Мы же для себя сделали вывод, что уличные музыканты хоть и разные по многим критериям люди, но всех их объединяют открытость, добродушие, можно даже сказать, сердечность. В уличном выступлении действительно важно не исполнительское мастерство, а сам человек, его искренность. Вот стоит он, открытый солнцу, ветрам, готовый протянуть любому прохожему руку дружбы. И все, что иногда ему требуется,—это просто улыбнуться в ответ.
С уличными музыкантами для вас знакомились Оксана НЕПОМНЯЩИХ и Дмитрий Метелкин