«Отстаивайте же Севастополь!»

«Отстаивайте же Севастополь!»В редакцию «КП» поступило письмо от депутата Госдумы I, IV и V созывов, председателя думской Комиссии по Черноморскому флоту в 1995 г. Константина Затулина [обсуждение]

Вот оно.

Депутаты Московской гордумы в едином порыве, без обсуждения, проголосовали за ликвидацию программы поддержки военных моряков, запланированной на 2011 год в сумме 70,6 млн. руб. В первых комментариях на эту тему фонд «Москва – Севастополь» – прежний распорядитель московской помощи Черноморскому и другим флотам РФ – был назван «кривой схемой», а причиной отмены финансирования – возникшее-де в последние годы «полное и глубокое» удовлетворение флотских нужд по линии Министерства обороны. В живущих же на московские дотации столичных газетах бросились растолковывать, что 70 миллионов позарез нужны Москве, недосчитавшейся в своем полуторатриллионном бюджете денег на «еще одну хорошую дорогу, лишнюю станцию метро, десятки новых автобусов».

В дальнейшем, под влиянием критики, «концепция изменилась». Было торжественно провозглашено: помощь не только не будет отменена, а будет утроена. Но пойдет она не через заклейменный позором фонд «Москва – Севастополь», а через законопослушный Дом Москвы в Севастополе.

Первое, что приходит в голову: почему 9 месяцев – с начала финансового года – вообще ни копейки не выделялось на утвержденные в бюджете расходы? Что раньше мешало передать их Дому Москвы, если фонд «Москва – Севастополь» вышел из доверия?

Моя версия: новые руководители московских департаментов и не собирались исполнять обязательства Москвы по поддержке флота. Были уверены, что служивые на флотах не посмеют заикнуться.

Говорят, поставлена задача «избавляться от наследства Лужкова». В это наследство, по желанию, теперь можно внести что угодно: и пробки, и коррупцию, и аз есмь грешных, непонятливых депутатов Госдумы от Москвы. Но разумно ли пускать под нож выстраданные годами программы поддержки соотечественников за рубежом и помощи Севастополю?

На вопрос «Зачем России Черноморский флот?» князь Потемкин отвечал: «Затем, чтобы вы никогда более об этом не спрашивали». В геополитическом, военном и даже региональном контексте Россия зависит от того, есть у нее флот или нет. Да, флот – дорогая вещь, с годами все дороже. В условиях хронического недофинансирования неизбежно обостряется извечный спор между армией и флотом, генералами и адмиралами – на что пустить деньги. Преодолеть этот антагонизм не мог даже Сталин, вынужденный – при его-то власти – выделить управление флотом в отдельный от Наркомата обороны Наркомат ВМФ. Что ж говорить о дне сегодняшнем. Способно ли наше Министерство обороны добиться необходимых флоту ресурсов? Увы, нет. Вот статистика только по Черноморскому флоту: 1991 г. – 835 кораблей; 1997 г. (после раздела с Украиной) – 338; теперь на ходу – 35.

Мало того, как показывает мой личный опыт, наше Мин-обороны не видит разницы в положении флотов, базирующихся на нашей территории и Черноморского флота, главной базой которого остается Севастополь, управляемый из Киева. В течение 2009 – 2011 гг. мне неоднократно приходилось обращаться сначала в Минобороны, а затем и в Администрацию Президента РФ в связи с огульными сокращениями, в среднем на 60%, военного и гражданского персонала в учреждениях культуры и идейно-воспитательной работы Черноморского флота. В обстановке постоянного прессинга со стороны украинской власти, особенно в период Ющенко, Дом офицеров и Музей флота, Драмтеатр, Матросский клуб, Спортклуб и основанная еще в 1822 г. Морская библиотека, не говоря уже о газете «Флаг Родины» и телецентре ЧФ, были необходимым элементом самообороны и контрпропаганды. Все это подверглось разгону и сокращению за «непрофильностью». Не нужно-с.

История Черноморского флота, как никакая другая, доказывает, что существование флотского организма, поддержание традиций и воспитание любви к флоту не может быть делом только государства. Это общенародное дело. Это хорошо понимали и при Советской власти, и при досоветской. Учетом и расходом собранных шапкой по кругу народных средств занимался Высочайше учрежденный Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, регулярно публиковавший свои отчеты в прессе. На эти деньги до революции был восстановлен погибший в Цусиме флот, спускались на воду передовые суда, вроде эсминца «Новик». И это несмотря на обширную Судостроительную госпрограмму, профинансированную в те годы Госдумой по настоянию Столыпина.

Константин Затулин считает поддержку Черноморского флота делом общенародным
Константин Затулин считает поддержку Черноморского флота делом общенародным

Все, что с нами произошло в 1991 году, гораздо масштабнее и страшнее Цусимы. И велика заслуга Москвы и москвичей в том, что в самые трудные 90-е годы на свои деньги они спасли Черноморский флот, ввели в строй его нынешний флагман – крейсер «Москва», ржавевший на стапелях в Николаеве, отстроили в Севастополе целый квартал жилья для моряков, открыли русскую школу и филиал МГУ. Вслед за Москвой края, области и республики стали устанавливать шефство над кораблями нашего флота. Мне стыдно за моих коллег из Мосгордумы, нанесших этому благородному движению пощечину. Мне стыдно за наше Минобороны, не выполнявшее поручение Президента о долевом участии в развитии главной базы Черноморского флота, данного в Харькове в апреле прошлого года.

Но урок происшедшего в том, что общенародное дело поддержки флота нельзя полностью доверить чиновникам, не считающим его для себя важным. Впору, как в 1904 году, призвать все общество к добровольным пожертвованиям на нужды наших моряков и их семей, на развитие флота. Я лично готов жертвовать мою думскую зарплату.

КОММЕНТАРИЙ МИНОБОРОНЫ

Владимир Высоцкий, адмирал, командующий Военно-морским флотом России: «Моряки-черноморцы никогда не забудут помощи Москвы»

В течение длительного времени правительство Москвы действительно оказывает помощь Черноморскому флоту. Моряки-черноморцы благодарны столичным властям. Особенно актуальна была эта помощь в середине и в конце 90-х, когда регулярно возникали проблемы с финансированием армии и флота. На что главным образом тратились на Черноморском флоте «московские деньги»? На социальные нужды (школа, детсады, ветеранские организации, а также ремонт гвардейского ракетного крейсера «Москва»). Но в последние годы жилищное строительство для черноморцев осуществляется программно и только на бюджетные средства Минобороны РФ. В настоящее время флот не испытывает каких-либо проблем, связанных с финансированием судоремонта, отсутствуют перебои с ГСМ для кораблей и летательных аппаратов.

Теперь о том, чем вызвано сокращение общего количества кораблей по сравнению с 90-ми годами. Прежде всего разделом флота после развала СССР и старением кораблей. Кроме того, необходимо понимать, что в 90-е годы львиную долю от общего количества кораблей флота занимали вспомогательные суда, которых было больше, чем боевых кораблей. Несмотря на критическую ситуацию, после раздела корабельной группировки между Россией и Украиной, Черноморский флот сохранил боевое ядро, способное решать все свойственные ему задачи. Понимают ли в Мин-обороны РФ, в Главкомате ВМФ РФ стратегическую важность Черноморского флота? Безусловно! И не только Черноморского флота, но и всей флотской составляющей Вооруженных сил. Не случайно в соответствии с поручением Президента РФ в кораблестроительной программе приоритеты расставлены именно в пользу ВМФ. В частности, для ЧФ уже заключены контракты на строительство более 10 крупных кораблей, в том числе подводных лодок.

И, наконец, хотелось бы сказать о том, как в Минобороны РФ относятся к идее негосударственной помощи армии и флоту. Конечно, забота о собственной армии и флоте является прерогативой государства. Вместе с тем в России поддержка Вооруженных сил традиционно является и общенародным делом. Ведь главной ценностью внебюджетной помощи флоту были не деньги, а само отношение к нашим морякам.

ЗВОНОК В МЭРИЮ МОСКВЫ

Сергей Черемин, министр правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы: «В этом году мы направляем флоту 74 миллиона рублей. Поддержка фактически утроена»

Информация о сокращении расходов на социальную поддержку Черноморского флота, в частности военнослужащих и членов их семей, а также ветеранов, совершенно не соответствует действительности. Подобные сведения распространяют руководители организаций, которые не получили от нас финансирование на 2011 год в связи с тем, что их мероприятия не имеют целевого характера и не полностью соответствуют социальной направленности.

По нашим подсчетам, прежде на Черноморский флот ежегодно уходило лишь около 25%  средств, выделяемых Москвой фонду «Москва – Севастополь», – это всего около 18 миллионов рублей. Остальные же деньги шли не по прямому назначению. Поэтому правительством Москвы было принято решение в полном объеме сохранить средства, а они составляют 74 миллиона рублей, но распределять их открыто, через соответствующую комиссию, с участием в том числе представителей администрации Севастополя, организаций ветеранов и непосредственно нашего департамента.

Мы отказались от трансферов через организации, которые значительную часть средств – до 10% – оставляли себе в виде комиссии. И очень часто, как, например, это происходило с фондом «Москва – Севастополь», закупки услуг, оборудования проводились по завышенным ценам.

Поэтому было принято решение сконцентрировать все финансовые потоки и осуществлять контроль за их целевым использованием через Дом Москвы в Севастополе.

Все обращения, которые имеют существенный характер, Домом Москвы рассматриваются – там создана специальная комиссия – и удовлетворяются. У меня нет информации, что какие-то предложения Российского культурного центра в Севастополе, которые бы действительно имели яркий социальный характер и направленность, были отклонены.

Комментарии подготовили Виктор БАРАНЕЦ и Александр ГАМОВ

Оцените статью
Добавить комментарий