Гривневый туман

Гривневый туманВалютный рынок попал под особо пристальный взгляд и рядовых украинцев, и бизнеса. И одни, и другие опасаются девальвации, несмотря на постоянные заявления, звучащие из стен на Грушевского и на Институтской, об отсутствии предпосылок для колебаний курса. Но внимание привлекают малейшее изменения на валютных ценниках обменных пунктов. Даже если это происходит меньше чем на полкопейки. В прошедшие годы население начинало реагировать на курс, когда котировки прыгали сразу же на пару копеек.

Виктория Бойко для UBR.UA

Жаркое лето

Такая обостренная реакция имеет под собой почву. Летом 2011 года население продемонстрировало настолько высокий спрос на валюту, что НБУ даже был вынужден в июле продать из резервов более полутора миллиарда долларов. Учитывая, каким был аналогичный период в 2010 году, цифры лета 2011 года выглядят едва ли не катастрофично. “Только за 3 месяца 3 млрд. долларов перетекли в наличность. В прошлом году за больший период налички даже на 1 млрд долларов не купили”, – подчеркивает Александр Охрименко, эксперт финансового рынка. Национальному банку также не понравился летний спрос на валюту. И он удвоил борьбу и против девальвации, и против инфляции.

Первый результат

Первый и основной удар пришелся по банкам. Им повысили резервные требования, пересмотрели нормы валютной позиции, частично перестали учитывать в резервах ОВГЗ, что заставило банки изыскать дополнительный гривневый ресурс. Также с началом действий новых валютных требований в конце июля банки вынуждены были реализовать из своих запасов не менее миллиарда, а то и двух миллиардов долларов. В результате состояние ресурсного и валютного рынков кардинально изменилось. “Целью было связать излишнюю денежную массу. По предварительно расчетам сумма, которую за 2 месяца банки перечислили на корреспондентские счета в НБУ, составляет от 4 до 5 млрд гривен”, – подтверждает Алексей Козырев, эксперт финансового рынка.

На сегодня гривневая ликвидность по системе упала в два раза – в среднем до 13 миллиардов гривен. Хотя были и боле минимальные значения, денег у банков на валютные спекуляции не осталось. Об игре на девальвацию со стороны финучреждений сегодня говорить не приходится, убеждают эксперты. Наоборот, исходя из состояния ресурсного рынка, можно ожидать ревальвационные процессы. “О ревальвации очень даже можно говорить. Посмотрите на состояние банковской системы, на остатки на корсчетах. Это 11-12-13 миллиардов гривен. Чтобы рынок чувствовал себя свободно, надо не меньше чем 20-22 миллиардов гривен на корсчетах, как до кризиса. Сейчас явно видно – количество денежной массы в стране уменьшилось. Для того, чтобы была девальвация, должна быть гривна, за которую можно купить валюту. Когда этой гривны нет и она очень дорогая, то вероятность девальвации нулевая. Не на чем расти”, – уверен Андрей Пономарьов, директор казначейства коммерческого банка.

Твердая позиция

НБУ намерен держать гривню и допускать колебания не более 2,5%. Это основной месседж руководства Нацбанка. Хотя уже дважды из уст председателя НБУ даже звучало слово “ревальвация”. Руководитель группы советников Председателя НБУ, только подчеркивает намерения руководства: “Да, у нас есть намерения увеличивать колебания валют. Но в перспективе. Сегодня мы будем вмешиваться тогда, когда будут действовать факторы, связанные с ожиданиями девальвации, которые генерируются с разных сторон. Пока что в этом году было отклонений курса только на десятые процента. И те были вызваны ситуативными факторами, а не фундаментальными”.

Даже во время августовского падения фондовых рынков и резких колебаний валют в мире гривна удержалась на месте. Хотя, к примеру, та же Россия, Польша, Венгрия воспользовались случаем и девальвировали свои валюты на 6-7% за этот период. “Мы не реагируем на мировые события – и дисбалансы постепенно накапливаются. Но если будет дальнейшее замедление мировой экономики, для которого есть все основания, какая-то девальвация может произойти”, – считает Николай Ивченко, эксперт финансового рынка.

Накопленные дисбалансы

Накопление дисбалансов показывает торговый баланс Украины. Его отрицательное сальдо за 2011 уже три миллиарда 325 миллионов долларов. Хотя соответствующие цифры прошлого года показывали небольшой профицит в 313 миллионов. До конца текущего года Украина имеет еще несколько козырей для улучшения если не текущего счета платежного баланса, то хотя бы финансового. Это увеличение экспортной выручки от сельхозпроизводителей, особенно если удастся отменить ограничительные пошлины, выход государства на внешний рынок, новые валютные ОВГЗ, и обещанный транш МВФ. Поступления по этим статьям с лихвой перекроютнегативный торговый результат. Нацбанк уже прогнозирует сводное сальдо за 2011 на уровне полмиллиарда долларов. Этого пока достаточно для неподвижности курса.

“Мы разработали для себя два сценария. Согласно оптимистического сценария – курс будет на уровне 8 гривень плюс-минус несколько копеек. Пессимистический сценарий – это девальвация на 4% до 8.30-8.35. Это тот сценарий, который может быть реализован при усилении волатильности на международном рынках”, – подчеркивает Дмитрий Золотько, заместитель председателя правления коммерческого банка.

Обострение ситуации в Украине возникнет лишь в том случае, если на международных рынках произойдет резкое падение цен на основные товары. В первую очередь речь идет о главных эксопортных направления – продукции черной металлургии, химии и агросектора. Если это произойдет уже в сентябре или в октябре, валютный рынок Украина ощутит такое падение в начале декабря.

Оцените статью
Добавить комментарий