С неудавшейся Новороссии — хоть шерсти клок

От Русской весны осталась лишь Крымская. А от былого энтузиазма ненужной более массовки — лишь поза бессильного наблюдателя за невиданным дерибаном. Так стоит ли обижаться на Стрелкова за попытку монетизировать Мечту, которая так и не стала реальностью?

С неудавшейся Новороссии — хоть шерсти клок

Не так давно на одном из интернет-аукционов появился лот о продаже золотой медали «Медаль в память воссоединения Крыма с Россией в 2014 г.» весом 79, 23 грамма. «Интересный и очень редкий артефакт новейшей истории», как говорится в описании лота, оказался «негосударственной наградой Благотворительного фонда святителя Василия Великого».

Информация почти рядовая и не вызвала бы интереса у СМИ, если бы не одна деталь. В описании говорилось, что медаль присуждена Игорю Всеволодовичу Гиркину, более известному широкой общественности как Игорь Иванович Стрелков – государственный, военный и политический деятель, публицист и писатель, человек, с именем которого прочно связана история Русской весны на Донбассе.

Помните: 300 стрелковцев, Белая гвардия, расстрелы за мародерство, запрет войскам ругаться матом и вот это вот все?

Хочет Гиркин за медаль миллион рублей. Объясняет банально: материальные затруднения, нужно на что-то жить, а особого пиетета он перед медалью не испытывает – награда не государственная и не боевая.

Можно, конечно, осудить его за отсутствие патриотизма и на том закрыть тему. Тем более, что тема-то неудобная – особенно на фоне официоза о святом и краеугольном Крыме, на котором зиждется консенсус между элитами и народом. Но, положа руку на сердце: консенсуса этого больше нет, а обнажившиеся с его истощением противоречия все острее и острее.

Одно из них – противоречие между пропагандой о русских, которые «своих не бросают» и реальным положением добровольцев, вернувшихся на родину с войны, которую Россия не признает. Эти люди (а их тысячи) в отличие от «участников АТО» на Украине, не имеют ни статуса, ни льгот, ни, сплошь и рядом, банальной бытовой устроенности. А многие так вообще нуждаются в психологической реабилитации.

По сути, все они оказались в России на положении рядовых жителей Донбасса. За оградой того самого «русского мира», который защищали с оружием в руках. 

А сейчас они пребывают в забвении. Их нет не только для чиновников в собесах, но и для медиа. Просто Гиркин – фигура раскрученная, символическая. Не думаю, что на факт продажи медали каким-нибудь безвестным Иваном Ивановым вообще кто-то обратил бы внимание.

Стрелков продает свою медаль за присоединение Крыма

С неудавшейся Новороссии — хоть шерсти клок

Бывший министр обороны ДНР, глава общественного движения «Новороссия» …

Символизм произошедшего многослоен. Элиты усиленно эксплуатируют и монетизируют образы великого советского прошлого, – Победа, полет Гагарина, спорт – к которым сами они не имеют отношения. Все это поставлено на поток массовой пропаганды и призвано на службу партии власти, примерно как тени Суворова и Кутузова рядом с красноармейцем с известного плаката военных лет. С той лишь разницей, что тогда прошлое действительно слилось с настоящим, создав непротиворечивую картину преемственности поколений, в рамках которой люди не только казались равными своим великим предкам, но и были таковыми. Сегодняшние же победы по большей части виртуальны. Они напоминают штурм картонного рейхстага силами потешного воинства – для телекартинки достаточно, а на большее не дали денег.

И вот реальный маленький человек – пусть и с большой биографией – вдруг решил последовать примеру элит и монетизировать свое участие в предприятии, которое сами элиты записывают себе в актив. Как говорится, с неудавшейся Новороссии – хоть шерсти клок.

Эта логика ничем не хуже рассуждений свидетелей Хитрого плана о том, что «взяли Крым – и ладно, большего не надо».

Если итогом борьбы элит за «всю Украину» стала крымская синица в руке, то итогом участия конкретного И.И. Стрелкова в воссоединении Крыма может стать миллион рублей в обмен на медаль.

Это если купят. А вдруг – нет? На символическом уровне это станет еще более хлесткой пощечиной официозу, чем нынешнее выставление крымской медали на торги. Девальвация смыслов обретет материальное измерение.

При этом, отметим, что, в отличие от Гиркина, элиты оборачивают советские достижения в собственный политический капитал не от плохой жизни. Достаточно легко себе представить совсем другую пропагандистскую линейку – не эксплуатирующую символы сталинских времен. Но есть между этими способами действия есть разница.

Весь проект нынешней РФ – это большая историческая реконструкция, возведенная в ранг государственной политики. Заметим, реконструкция никогда не существовавшей идеальной России, которую «они потеряли». То ли белой, то ли царской, то ли и той и другой в одном флаконе.

Фоном, на котором это происходит, является ускоренный демонтаж реальной советской истории, наиболее значимые материальные артефакты которой сдаются экспонатами в исторический музей, а менее значимые пускают под безжалостный нож распила на металлолом.

Но если советская история все же была, хоть многое в ней и пытаются стереть из памяти, то Русская весна, одним из героев которой стал Гиркин-Стрелков, так и осталась лишь Мечтой. Потенцией. Тем, что могло бы случиться, но не случилось. Это событие, так и не ставшее предметной реальностью, перемещено коллективными усилиями всех причастных прямо из утробы Матери-Истории – в военно-патриотический музей. Причем, музей полулегальный, существующий на птичьих правах – с постоянной угрозой выселения из занимаемого помещения и последующей депортацией на Украину.

И вот тут мы добрались до сердцевины вопроса. Понимаете, в чем штука:

урвать что-то от созданной не тобою материальной реальности, порезать на лом обшивку затонувшего «Титаника» – это, как ни крути, мародерство. А монетизировать Мечту, которая так и не стала реальностью, это, самое большее – удачный стартап.

В котором Гиркин, кстати, далеко не первопроходец. Помните награды Новороссии на сайте военторга? С той поры много воды утекло. От Русской весны осталась лишь Крымская. А от былого энтузиазма ставшей теперь не нужной массовки – лишь поза бессильного наблюдателя за невиданным ранее по масштабам дерибаном – земли, зданий и сооружений, природных ресурсов, побережья… 

На этом фоне медаль – самое малое, что можно продать, пока она еще в цене.

Источник: сайт

Оцените статью