30 июля в 19.00 в ДОФ – концерт знаменитейшего Кубанского казачьего хора, сообщает интернет -портал Новости шоу-бизнеса.
Стоимость билетов от 50 до 130 гривен.
Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями, подчас драматическую двухвековую историю своего развития. Его летоисчисление начинается в 1811 г., когда протоиерей Черноморского казачьего Войска К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора “для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви”. Более ста лет (1811-1921 гг.) Кубанский Войсковой певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его программах, наряду с духовной музыкой были народные русские, украинские и казачьи песни, классические хоровые произведения.
В 1921 г. в связи с социальными потрясениями и репрессиями против казачества деятельность хора была прекращена. Лишь в 1936 г., когда благодаря усилиям И. Сталина спал угар “революционной борьбы”, Кубанский Войсковой певческий хор был возрожден – в виде “Кубанского казачьего хора”. Напомним, что тогда же в Красной армии снова появились казачьи части.
В 1938 г. в хоре появилась танцевальная группа и коллектив был преобразован в “Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков”. Новый коллектив создавался как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального творчества русского, казачьего народа. Один из последних регентов Войскового певческого хора и первый художественный руководитель Кубанского казачьего хора Г. Концевич восторженно приветствовал его возрождение: “Будущее хора, несомненно, блестяще! Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край”. Как истинный патриот и талантливый музыкант, Г. Концевич глубоко знал богатейшие и неисчерпаемые возможности народной казачьей культуры Кубани. И хотя в истории Кубанского казачьего хора еще были взлеты и падения, высокие достижения и периоды молчания, Кубанский казачий хор сегодня – один из лучших художественных коллективов России.
Кубанский казачий хор в его современной структуре (хор, танцевальная группа, оркестр) был воссоздан в 1968 г. (Н. Хрущев под прикрытием развенчания “культа личности” вел антирелигиозную кампанию, расформировал казачьи части, Кубанский казачий хор – в том числе (1960 г.)). Художественное руководство возрожденным коллективом было поручено заслуженному деятелю искусств С. Чернобаю. В 1971 г. приходит первое международное признание – хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди.
В 1974 г. художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал В. Захарченко. Уроженец Кубани, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, челове яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского, казачьего народа, его чаяний и надежд. Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Человек входит в человечество через национальную индивидуальность… не как отвлеченный, а как национальный человек”. И если, по словам русского патриота Н. Кондратенко, “Россия для всех нас – не рубаха, которую можно сменить, а неотделимые друг от друга душа и тело”, то более всего народные песни, сказания, плачи, хороводы, обряды и есть душа России, в них и заключена “тайна национальности”.
Как известно, основное население современной Кубани составляют потомки казаков-переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Тульской, Воронежской, Курской и других губерний России.
Поэтом песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытнейшей ветвью славянской культуры (русской и украинской), которая во взаимодействии с экзотической и щедрой природой Кавказа и культурой кавказских народов обрела свои неповторимые черты. Казаки были православными земплепашцами и воинами, призванными защищать южные пределы Государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, их бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой их жизни: “За Веру, Волю и Отечество!” Песни казаков насыщены активной ритмикой, они “героизированы”, приспособлены к условиям пешего и конного маршей. В них слышна хоральная мощь канта петровских времен и неизбывная печаль прощания с домом, дх бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская “тоска веселая” (С. Есенин).
Казаки восприняли черкесский костюм – он был удобен в конной джигитовке и в походе, а в их песни и танцы пришли упругие кавказские ритмы и движения – широкий, как крылья орла, взлет рук, фантастический “гарцующий” ход мужчин на пальцах и полупальцах (как мощное и устремленное тело коня на тонких и стройных ногах). Все технические находки, композиция танцев, костюмы, атрибутика (пики, кинжалы, платки, наковальня, музыкальные инструменты и т. п.) сюжетно обоснованы, имеют конкретное, взятое из народной жизни, национальным духом и характером обусловленное содержание (“На кордоне”, “Молодычка”, “Ковал кузнец казачью шашку”, “Кавказская сюита”, танец некрасовских казаков “Крыло”, “Встреча казаков” и др).
С танцевальной группой Кубанского казачьего хора работали многие балетмейстеры. В настоящее время главным балетмейстером коллектива является заслуженный деятель искусств России, Украины и Республики Адыгея Николай Кубарь. С его приходом почти полностью изменилось танцевальное искусство хора. По своей хореографической лексике коллектив не похож ни на один ансамбль подобного рода. Главное в танцах хора – это историческая и этнографическая достоверность, фольклорная самобытность, правда национального характера. В программах Кубанского казачьего хора специально оговаривается место записи каждой песни. Все записи народных песен осуществлены Виктором Захарченко.
За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня “Ты, Кубань, ты наша Родина” на стихи священника 1 Кавказского полка Константина Образцова. Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен (“За Кубанью огонь горит”, “Ихалы козаченьки”, “По над лугом шлях-дориженька”), величаво-печальных песен-дум и баллад (“Думы мои” и “Заповит” на стихи Т. Шевченко, “Провожала маты сына у солдаты”), грустных лирических песен (“Вэчир на двори”, “Ой, на гори сидела пара голубей”, “Ой, там у саду”).
Шуточные казачьи песни в исполнении Кубанского казачьего хора (“Як служив я в пана”, “Ой, мий мылый варэнычкив хоче”, “Булы в мэнэ у комори гроши” и многие другие) всегда связаны с элементами игры, состязания, залихватского танца, забавных реплик. В этих песнях Кубанский казачий хор всегда показывал пример эмоциональной открытости, раскованности и правды сценического поведения, правды народного характера. Подлинным шедевром народной музыки является в программе Кубанского казачьего хора оригинальный кубанский вариант песни “Роспрягайтэ, хлопци, конэй”, записанной в станице Дядьковской. Динамическая устремленность ее размашистого ритма, широта и чувственная открытость напева перекликаются с подобными чертами знаменитой во всем мире русской “Калинки”. Не случайно песня “Роспрягайтэ, хлопци, конэй” стала своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора.
Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку (“Благословлю Господа на всякое время”, “Похвалу принесу” Д. Ростовского, “Христос Воскресе” В. Захарченко, “Сподоби, Господи”, “Взбранной воеводе”, духовный стих “Бедная птичка в клетке сидит”, записанный В. Захарченко от его матери Натальи Алексеевны). На протяжении всей своей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей души и своего таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням – Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Есенина, Цветаевой и Рубцова. “Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, – говорит композитор. – Эти песни должны помогать нам из духовно разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину”.
В исполнении Кубанского казачьего хора песни Виктора Захарченко заряжают слушателей своей активной энергетикой и глубиной чувства (“Хлеб – всему голова” на стихи В. Балачана, “Матушка Добрынюшке наказывала” на стихи иеромонаха Романа, “Молитва матери” на стихи С. Есенина, “Умом Россию не понять” на стихи Ф. Тютчева и многие другие). Не потому ли побывавший на одном из концертов Кубанского казачьего хора писатель Валентин Распутин сказал, что “концерты хора часто превращаются в патриотические митинги и призывают слушателей к духовному очищению, прозрению и единению”.
“Богата кубанская земля прекрасными народными песнями, танцами, обрядами, – восторженно пишут русские газеты. – Щедро рассыпаны эти сокровища по кубанским казачьим станицам и хуторам. И нужен был человек с горячим сердцем и истинной любовью к народу, чтобы собрать и вернуть эти сокровища народного творчества людям в первозданном виде. Таким человеком стал Виктор Захарченко, воплотивший в концертных программах хора произведения подлинного казачьего фольклора”. Во всех обработках народных песен Виктор Захарченко следует главному – вернуть народной песне присущую ей жизненную правду, то содержание, которым полнится она в родной среде – в труде, в походе, на посиделках, свадьбах, преодолеть различие между сценой и жизнью, между подлинником народным и его репродукцией в ослепительном свете концертного зала. “Искусство Кубанского казачьего хора, – говорит выдающийся русский хоровой дирижер, профессор Владимир Николаевич Минин, – это половодье песен, красок, музыки и пластики, это духовное здоровье нации… За это омовение души руководителю хора Виктору Гавриловичу Захарченко, его артистам низкий поклон”,
Каждый концерт Кубанского хора – праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории. Не “лакированной картинкой”, а простой человеческой правдой входит в концертный зал народное искусство Кубани. И правда эта убеждает и захватывает.
Пресса подчеркивает, что встречи с хором приносят “неповторимые минуты общения с глубокой историей России, с чудом искусства” (“Фигаро”, Париж)
“Париж трудно удивить… Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Хор отличается от других русских хоров особой яркостью темперамента, граничащей с дерзостью. Это грандиозное зрелище! Казаки вновь завоевали Париж” (“Ницца Матэн”, Франция). “Искусство танцоров выше всяких сравнений. Они способны на чудеса. Сильные голоса певцов завораживают самых искушенных ценителей” (“WAZ”, Германия). “Не могут не вызвать восхищения гармоничное звучание хора (главный хормейстер хора – заслуженный артист России и заслуженный деятель искусств Республики Адыгея Вячеслав Яковлев), блестящие танцевальные номера. И песни, и танцы гостей из Краснодара щедро пересыпаны блестками подлинно народного юмора…” (“Вечерний Киев”).
В исполнении Кубанского казачьего хора “картины жизни казачьих станиц предстают живыми страницами истории России на сцене амфитеатра им. Дж. Форда” – пишет “Вэйл Трэйл” (США). “Они отличаются исключительной энергией и мощью, – говорит Кэтрин Кэрстен, художественный руководитель Вэйлского международного фестиваля танца, – они исполняют невероятные трюки, и многие их танцы основываются на джигитовке. В традиционном русском стиле ансамбль кубанских казаков из России, кажется, бросает вызов закону земного притяжения. Одетые в красочные костюмы, они вызывают восторг и изумление. Страстный, независимый дух казачества пронизывает насквозь музыку и танцы Кубанского хора”. “Зал охватывает исключительное возбуждение. Концертная программа начинается грустной протяжной песней, пронизанной тоской по родному дому… затем ритм программы ускоряется, грусть сменяется весельем, под восторженные аплодисменты начинаются виртуозные танцы” (“Фигаро”, Франция).
“Я был на концерте хора и чуть было не разрыдался, – писал известный русский писатель Василий Белов. – Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива… Я очарован Кубанью и кубанцами…”
Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира. Хор является победителем первого и второго смотров-конкурсов профессиональных русских народных хоров России (Москва, 1975, 1984), международных фестивалей фольклора в Монтгийоне (Франция) и Аранджеловаце (Югославия), Марселе и Мартиге (Франция), Брюсселе (Бельгия), Вэйле (Америка), в Кунео и Венеции (Италия), в Ницце (Франция), в Мексике. В 1990 году хор стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко. В 1987 году Кубанский казачий хор награжден орденом Дружбы народов.
Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии и Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии, Вьетнама и Китая, Норвегии и Марокко, Бельгии и Финляндии, Южно-Африканской Республики, Мексики, Америки и Австралии.
Талант и подвижнический труд Виктора Гавриловича Захарченко отмечены почетными званиями народного артиста России и Украины, заслуженного деятеля искусств Республики Адыгея, орденами “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени, орденом Союза казаков России “За Веру, Волю и Отечество”, званием лауреата Государственной премии России и лауреата международной премии Фонда Андрея Первозванного.
Виктору Захарченко удалось создать высокопрофессиональный коллектив единомышленников. Кубанский казачий хор – это созвездие талантливых певцов и танцоров, каждый из которых предстает на сцене неповторимой личностью. Главный хормейстер хора заслуженный артист России и заслуженный деятель искусств Республики Адыгея Вячеслав Яковлев, директор хора заслуженный работник культуры России и Украины Виктор Вишневский, народные артисты России Анатолий Лизвинский и Татьяна Бочтарева, заслуженный артист России Алексей Коваленко, заслуженный артист Украины Виталий Сушков, заслуженная артистка Кубани Елена Вишневская, заслуженный артист Кубани Анатолий Грубич, заслуженный артист России и Республики Адыгея Владимир Заниздра, заслуженный артист России и Республики Марий Эл Михаил Цирульник, заслуженный артист Украины Николай Коротун, заслуженные артисты России Ирина Игнатьева и Николай Ус, заслуженные артисты Кубани Аслан Хаджаев и Александр Конев, заслуженный артист Кубани Валерий Медведев, заслуженный артист Украины Михаил Мамчур, молодые артисты хора и танцевальной группы Елена Куликовская, Анна Комиссинская, Евгения Ваганова, Галина Соколян, Людмила Реук, Сергей Старцев, Игорь Колыбельников, Надежда Никитина, Дарья Агафонова, Алексей Титов, Вячеслав Аршинин, Галина Привал, артисты оркестра: заслуженный артист Республики Адыгея Федор Каражов (баян), лауреат Всероссийского конкурса Сергей Чанцев (баян), Эдуард Тарасен ко (труба), Борис Качур (баян) – каждый из них вкладывает свой талант и душу в неповторимое художественное действо, имя которому – Государственный академический Кубанский казачий хор.
С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, молодежный ансамбль “Криница”, благотворительный (негосударственный) фонд возрождения народной культуры Кубани “Истоки”.