Услышала по радио, что монорельс хотят снести. Но им же пользуются люди, горожане, не только туристы! Тем более столько денег на него потратили в свое время. И теперь уничтожить?
Татьяна, СВАО.
О судьбе монорельса, действительно, заговорили в правительстве Москвы. Хотя споры об этой дороге начались задолго до ее строительства. Открыть в столице монорельс придумал Юрий Лужков. В экспериментальную трассу длиной 4,7 километра с шестью станциями вбухали 6,3 миллиарда рублей. Необычный аттракцион повис над землей на сваях на высоте 4 — 6 метров. С 2004 года здесь катались в основном туристы. Потом подтянулись и москвичи, тем более, что на монорельсе начали действовать обычные проездные метро. Да и дорога, в общем, удобная. Например, это самый простой способ добраться из Бутырского в Останкинский район Москвы. Их разделяет железная дорога, поэтому раньше между станциями метро Тимирязевская и ВДНХ можно было проехать в наземном транспорте только в объезд, с пересадкой.
Все бы хорошо, но трасса не проста в эксплуатации, да и пассажиропоток скромнее, чем в метро, — около 5,5 миллиона человек в год (метро ежегодно пользуется 2,5 млрд человек). В итоге монорельс ежегодно приносит бюджету города более миллиарда рублей убытков. И вот теперь власти объявили конкурс на разработку предпроектных решений развития Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС). Эксперты должны сказать, что делать дальше с чудо-дорогой.
— Победителю конкурса нужно будет разработать не менее трех различных вариантов развития монорельса, — сообщили КП в пресс-службе метрополитена. — По каждому варианту эксперты оценят расходы и предполагаемый результат.
Судя по документам конкурса, речь может идти и о сносе участка монорельса от станции Улица Сергея Эйзенштейна до станции Телецентр. Поскольку в этом месте он дублирует трамвай. А освободившиеся примерно два гектара земли отдать под застройку жильем, гостиницами, торговыми центрами и офисами. Но пока никаких конкретных решений нет.
— В 2016 году предложения проектировщиков будут выноситься на обсуждение, — объяснили в метро. — Окончательное решение о развитии монорельса будет приниматься с учетом мнений экспертов и пассажиров.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Сохранить как ошибку, которой можно пользоваться
— Перед строительством монорельса вместе с другими специалистами я участвовал в работе экспертной комиссии при правительстве Москвы, которая давала заключение по этому виду транспорта, — рассказал КП профессор Московского университета путей сообщения Леонид Баранов. — Тогда комиссия отметила, что монорельс экономически не эффективен, он не окупается. Этот вид транспорта поглощает деньги. Расход энергии в нем много больше, чем у обычных поездов метро. Но решение экспертов не было принято во внимание. Монорельс построен, народ в нем ездит, в том числе сотрудники и студенты нашего университета. Если у города нет средств оплачивать содержание монорельса, тогда можно поднять цену за проезд или искать в бюджете дополнительные доходы для финансирования монорельса. Продлевать дорогу точно не нужно. Но если убирать, даже частично, тогда потраченные на это деньги, будут просто выброшены. Монорельс надо сохранить как ошибку, которой можно пользоваться. Проще всего громить, но ведь в монорельсе многое применялось впервые в нашей стране, например, линейный двигатель. Теперь, конечно, все это устарело, но он ведь ездит. У меня дома несколько телевизоров, но самый большой японский Сони девяносто какого-то года выпуска. Он устарел, потому что с электронными трубками телевизоры уже не выпускают. Но он у меня двадцать с лишним лет прекрасно работает, даже не ломался ни разу. Зачем же мне его выкидывать?
КОММЕНТАРИЙ ЭКС-МЭРА
Юрий Лужков — КП: Его надо развивать, а не уничтожать!
Александр ГАМОВ
![]() |
— Юрий Михайлович, собираются монорельс, который Лужков в свое время внедрял, разобрать, ликвидировать — дорого, то, се. Как вы к этому относитесь?
— Я? Я считаю, что нужно не разбирать, а строить. Не уничтожать асфальт, а, наоборот, асфальтировать, не менять на плитки. Разрушение, уничтожение — это не тот путь, который приведет государство и город к успеху. Монорельс работал, монорельс нужен был как один из элементов, из видов транспорта, он никому не мешал, он тихий, он бесшумный, в экологическом плане этот монорельс используется во всех практически крупных городах. А в Москве оказалось почему-то, что монорельс не пригоден. Он же идет на высоких сваях, он идет спокойненько между домами, его надо развивать, а не уничтожать!