Известный экономист Яков Миркин: У кризисов всегда бывает конецКомментарии: 9
С разрешения автора «КП» публикует наиболее интересные отрывки.
ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ ПАНИКИ
– Мы все – обезьяны. Крах, катастрофа, кризис, удар в бубны о приходе Судного дня, раздавшийся от заезжего экономиста, – этот фастфуд читается и разносится, как обезьяний крик.
Но медленное, вдумчивое чтение имеет гораздо меньше почитателей. Между тем в нашей яркой мозаике появляется все больше кусков странного, лунного, полоумного цвета. Идет упрощение. Идет схематизация жизни. Идет спецпропаганда со всех сторон.
Что делать в декорациях? Человек, живущий на финансовом рынке, который тоже декорация, хорошо знает, что лучше на таком рынке картинок не суетиться. Не кричать, как обезьяна. Просто жить в потоке информации, пытаясь понять, «куда все идет», «каков главный тренд».
ЗАТО ЭТО СТИМУЛ ДЛЯ РОСТА
– Рост курса доллара к большинству мировых валют не был неожиданностью. В ретроспективе хорошо видны его 15 – 17-летние циклы укрепления-ослабления. Сейчас мы на повышательном склоне, и он может продлиться еще 2 – 4 года. Это третий цикл после начала 1970-х годов. И это не какие-то мифические циклы, они связаны с вполне конкретными бизнес-циклами в США. Ожидаемые в ближайшие месяцы события – переход Федеральной резервной системы к политике повышения процентных ставок, схлопывание пузыря на рынке акций США – тянут в сторону еще более сильного доллара.
Для России это крайне неблагоприятно, потому что сильный доллар при прочих равных условиях означает низкие цены на основные товары российского экспорта, на нефть, газ и металлы. На это движение повлиять мы не можем, и российской экономике нужно или перетерпеть очередной цикл сильного доллара, или рассматривать его как вызов, для того чтобы создавать свои собственные стимулы для экономического роста.
|
ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
– Мачты скрипят – это не глобальный кризис, это мировые финансы приспосабливаются к новой реальности «сильный доллар – низкие цены на все». За два месяца стоимость нефти упала на 30%. А вместе с ней и рубль. Как к этому относиться? Стоически.
Все, кто понимал, что впереди ослабление рубля, упорно переводили свои активы в валюту, а не играли с рублевыми депозитами. И единственное, что их сейчас должно беспокоить: не будут ли введены какие-то ограничения на обращение наличной валюты, принудительные курсы и т. п. «А зачем вам доллары? Вы живете в России», – может сказать какое-то начальствующее лицо.
Сегодня точно не зазорно даже воинствующему атеисту поставить свечку, чтобы все это перетряхивание в глобальных финансах, все это погромыхивание костями не привело к тому, чтобы такие хрупкие финансовые системы и экономики, как те, что существуют на постсоветском пространстве, не слетели с катушек, а более-менее продолжали двигаться, пусть погромыхивая и подскакивая, но двигаться – хотя и в неизвестном направлении. Я просто призову отнестись к тому, что происходит в России, Казахстане, Беларуси или даже на Украине, как к будням обычных развивающихся экономик.
Подобных примеров в Латинской Америке или в Азии более чем достаточно. И ничего, трубы дымят, пароходы идут, полиция отдает честь, профессора учат, а если в Венесуэле очереди за туалетной бумагой, как пишут путешественники, так это значит, что все-таки она есть. Если бы этой очень важной бумаги не существовало в Каракасе, то и очередей бы за ней в природе не было.
КАК ПОМОЧЬ РУБЛЮ
– Если рубль опять будет бурно и глубоко валиться, как в декабре 2014-го, то можно ждать, что Банк России опять поднимет ключевую ставку. И мы опять увидим космический процент. Если это случится, что это значит? Процент вверх = экономика – вниз, риски – вверх, инфляция – вверх, курс рубля (против всех учебников) – вниз, вывоз капитала (против всех законов) – полный вперед, акции и облигации – вниз, кредиты – вниз.
|
А есть ли причины, чтобы рубль стал глубоко и бурно валиться? Во-первых, это уже сейчас происходит. За три месяца он ушел вниз на 34%. А мы помним историю прошлого года, когда, по общему мнению (эта история так официально и не расследовалась), корпорации получали рублевые кредиты, скупали валюту на внутреннем рынке, для того чтобы погасить свои долги, продавали рубли, а рубль валился, валился, валился.
В «специальных ситуациях» ЦБ не грех вмешаться административно в ситуацию на рынке, чтобы притормозить падение, дать рынку одуматься, приглушить панику. Это – азбука глобальных финансов. Будьте хорошими мальчиками и девочками (обращение к Центробанку. – Ред.), введите хотя бы ежедневные границы колебаний – валютный коридор, в рамках которого будет двигаться рубль.
Не бросайте рынок, присмотрите за ним, за тем, что будут делать крупнейшие банки и компании, что – крупные иностранцы, потому что, когда все разумное взрослое население ломанется за валютой, будет поздно.
Есть десятки административных способов, не останавливая рынки, не ломая рыночность, притормозить паники и обвалы, вмешиваясь в микроструктуру рынка. И, если уж такая заварилась каша, не повышайте учетную ставку. Делайте что-то другое. Пожалуйста! Это все равно что толкать назад несущийся поезд, налегая на поручни внутри вагона.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Ждать ли краха американской валюты?
– Иногда мне кажется, что мы все слегка тронулись. Мы ждем каких-то невероятных событий, чтобы все, кто нам не нравится, сами собой, по-тихому растворились в воздухе и дали нам основание самоутвердиться в том, что мы – самые лучшие, самые прозорливые, самые устремленные куда-то вглубь надвигающихся времен.
Любимым нашим мифом стал, конечно, крах доллара, его полное изничтожение, измельчание и превращение просто в тряпочку цвета болотного мха. От таких предсказаний звенит воздух.
Отвечаю. О чем мечтать не следует, так это о крахе доллара. Он означал бы мировой финансовый кризис, который не пощадил бы и Россию, даже несмотря на низкий уровень российского госдолга. Доллар – ядро мировой финансовой системы, на него приходится 60 – 65% глобальных финансов, на евро – 20 – 25%, остальным валютам далеко до этих тяжеловесов. И лучше бы не желать того, что приведет к огромным испытаниям для нашей экономики.
ШУТКИ В СТОРОНУ
Соцсети, смеясь, расстаются со старым курсом:
В магазин «Все по 70» завезли гречку и доллары
Интернет откликнулся на падение рубля, хотя повода для веселья маловато.
«Долларовые пенсионеры ликуют».
«Доллар отметил годовщину дефолта».
«В магазин «Все по 70» завезли гречку и доллары».
«Неплохо я так в душ сходил: евро за это время вырос на 1 рубль 20 копеек».
«Когда доллар будет 666, можно будет все свалить на происки дьявола».
class=”wrapper_in”>