Горбачев: С первых минут встречи мы с Тэтчер начали спорить

Михаил Горбачев вспомнил, после какого именно визита «железная леди» Маргарет Тэтчер написала о нем следующее: «Он ведет себя относительно открыто и понимающе. Я уверена, что с ним можно иметь дела. Мне он на самом деле понравился». Именно такая цитата приводится в секретных документах, обнародованных сегодня Национальным архивом Великобритании.

Горбачев: С первых минут встречи мы с Тэтчер начали спорить

По словам Горбачева, это была его первая встреча с премьер-министром Великобритании. Тогда, в октябре 1984 года, он еще занимал пост секретаря ЦК, и, отчасти из-за болезни Черненко, возглавил делегацию Верховного совета, прибывшую в Великобританию.

— Поездка началась с ланча в загородной резиденции Тэтчер. Только мы сели — и тут же начали спорить. Окружение, и наше, и английское, забеспокоилось. Чтобы разрядить обстановку, я сказал: «Госпожа Тэтчер, я знаю, что вы человек, твердо придерживающийся своих взглядов, но и я такой же. Но я хочу сказать, что от Политбюро у меня нет задания приглашать вас вступить в Коммунистическую партию», и тут все засмеялись, преодолели эту неловкость, — вспоминает единственный президент СССР.

По словам Горбачева, после этого между ним и Тэтчер состоялся разговор, который длился три-четыре часа. Главными темами стали вопросы мировой безопасности и прекращения гонки вооружений.

— Сначала мы с ней бумажки наши разложили — оба же готовились к встрече, а потом начали разговаривать напрямую о многом, так что сначала она спрятала свои записи, а потом и я бумаги убрал. Мне очень понравился тот разговор, у нас на все время сохранились партнерские отношения, — заверил политик.

Именно после этой встречи легендарная «железная леди» сообщила лестный отзыв о Горбачеве Рейгану. Однако, по словам президента СССР, несмотря на такую высокую рекомендацию, отношения с американским президентом наладились не сразу.

— У нас была слава о Рейгане как об ужасном консерваторе. Когда у меня члены делегации спросили, какие первые впечатления о нем, я ответил: «Настоящий динозавр!», — смеется Горбачев. — Правда, и он американским СМИ сказал про меня, что я — «твердолобый большевик».

Оцените статью