12 стульев на всех и туалет под кустом

12 стульев на всех и туалет под кустом В каких условиях принимают родственников подследственных в СИЗО Симферополя
“События”

Лана Мирная, Мария Кирпиченко

Только недавно улеглась шумиха вокруг симферопольского СИЗО. Напомним, скандал разгорелся после появления в Интернете ролика о нечеловеческих условиях содержания узников в камерах. Руководство казенного дома организовало для журналистов экскурсию, и все утихло. Однако на днях в редакцию “Событий” позвонил мужчина и предложил посетить другую часть СИЗО — комнату приема передач, в которой вынуждены томиться родственники подследственных. По словам звонившего, условия здесь ужасны.

Комната пыток

Звонивший был полон возмущения, он утверждал, что помещение, которое, к слову, официально называется комнатой посылок передач, вообще не приспособлено для длительного нахождения в нем людей. “Условия совершенно отсутствуют, антисанитария. Туалета нет. И это притом, что люди здесь могут находиться по полдня, — возмущался он. — А в тех двух комнатках, в которых происходит прием передач, вы не выстоите и 20 минут. Летом здесь невозможно дышать от духоты, зимой холодно, а если дождь, то в помещения набиваются так, что невозможно повернуться”. Нелестно мужчина отзывался и о самом персонале (работниках комнаты). По его словам, о культурном и о достойном отношении к пришедшим сюда здесь не может быть и речи. “И это ведь даже не подследственные. Это их родственники — люди, которые не совершали никаких преступлений. А здесь с ними обращаются как с быдлом”, — подчеркнул наш собеседник.

“События” решили проверить слова звонившего и отправились на экскурсию в комнату посылок передач, вход в которую находится со стороны улицы Дзюбанова. Первое, что бросилось в глаза, — обшарпанные стены фасада. Во внутреннем дворике и в самой комнате чисто, но находиться здесь больше 15 минут невозможно: очень душно, отчего тяжело дышать. На момент нашего визита в комнате находилось около 50 человек, тогда как присесть могли всего 12. Вдоль стен здесь стоят три скамейки с посадочной вместимостью по 4 человека. Не стоит забывать и о сумках, которыми здесь заполнено все свободное пространство. Так что яблоку упасть негде. Особо не насидишься и на улице, здесь всего 4 лавочки. И все это притом, что основная масса посетителей — пожилые люди. Говорить о кондиционере или хотя бы вентиляторе, видимо, неактуально, так как в “комнате пыток”, как окрестили ее посетители, нет даже туалета! Родственники и друзья подследственных вынуждены бегать по нужде в ближайшие магазин, кафе или парикмахерскую. “Иногда и просто под кустик ходим, — рассказывает сидящая здесь пенсионерка. — А что прикажите делать, в парикмахерской ведь нам не всегда рады”.

“Говори тихо”

Отношение к людям здесь, мягко говоря, удивляет. На момент нашего визита началась какая-то странная перекличка: из окна, в котором принимаются заявления (для приема передач или для свидания) человек по форме начал выкрикивать фамилии. В ответ слышалось “здесь”, после этого начиналось движение — люди с сумками продвигались к другому окну. Как выяснилось позже, откликаться нужно молниеносно, в противном случае рискуешь не попасть в свою очередь и прождать еще несколько часов.

Однако роптать на неудобства здесь не принято. “Говори тихо, думай, что болтаешь, а если увидишь милиционера — улыбайся, — посоветовала мне сидящая старушка. — Тут одна на прошлой неделе высказалась, что ее сына плохо кормят. Так его через два дня в такую камеру перевели, что не дай бог. Поэтому молчи и терпи. Мы для них здесь не люди, как, впрочем, и наши дети”.

Зато приветливость и готовность помочь этих людей поражает. “А ты, наверно, первый раз? Тогда сначала иди и напиши заявление, купи в том окошке бланк, а потом придешь — расскажу, чего можно приносить, а чего нет”, — приходит на помощь уже другая женщина. Ответа на вопрос, почему бланки платные, никто не знает. К слову, для того чтобы отдать передачу пораньше, люди приезжают и занимают очередь с утра. “Сегодня в шесть часов приехала и была уже 36-й. Так что приходи завтра пораньше, — продолжает моя советчица. — Шоколад, скоропортящееся, консервы в стекле и металле — ничего этого нельзя. Если купишь конфеты, то все их дома разверни, потому что потом будешь каждую разворачивать здесь и всех этим задерживать”. На вопрос, можно ли пронести чего-нибудь запретное — телефон, сим-карту, женщины отрицательно качают головой, но потом добавляют, что, если часто буду ездить, очень скоро решу и этот вопрос. “Ты скоро поймешь, у кого нужно просить помощи. Но удовольствие это не из дешевых”, — говорит пенсионерка.

Биоклозеты нам помогут

Через несколько дней после нашего визита в комнату передач мы обратились к руководству СИЗО за официальным комментарием. В комментарии нам не отказали, более того, пригласили на экскурсию. Правда, встречу не то по стечению обстоятельств, не то специально назначили аккурат на 15.00. То есть на время, к которому прием передач уже прекращается, а поток людей сходит на нет.

Во время нашей уже официальной экскурсии замначальника Симферопольского следственного изолятора Олег Подзывалов сообщил, что вопрос о необходимости туалета назрел не так давно. “Просто ж не всегда был такой наплыв людей. Были какие-то ограничения в законодательстве. Сейчас они сняты, поэтому людей очень много”, — отметил он и заверил, что руководство рассматривает вариант установки биотуалета. Строить нормальный туалет нет возможности, так как у СИЗО нет свободных территорий и средств, впрочем, тоже нет. Что же касается посадочных мест, то, согласно “нормативной базе, их в подобных учреждениях может быть всего 5–6”. “А вот так написано. Мы же не можем ставить там скамейки, как в кинотеатре. А как тогда люди будут там ходить?” — недоумевает О. Подзывалов. Делать же бланки заявлений платными СИЗО якобы обязывает законодательство. “У нас своя нормативная база, где четко написано, что должны быть бланки соответствующего образца. А это затраты на принтер, на зарплату, это затраты на краску и бумагу. Он, этот бланк, стоит всего одну гривну. Все эти деньги потом официально сдаются в кассу”, — заверил замначальника СИЗО и добавил, что те, кто не хочет покупать эти бланки, имеют право писать заявления от руки.

Оцените статью
Добавить комментарий