19 мая в нескольких городах Украины одновременно прошли покаянные крестные ходы – в Киеве, Севастополе, Черкассах…
1.
В новостных телепрограммах Украины не бывает сюжетов о крестных ходах. Крестный ход – «неформат». Это ведь не техногенная катастрофа, не коррупционно-сексуальный скандал, не пиар-акция, проще сказать – не то, что повышает у зрителя содержание адреналина в крови, а у телеканала «рейтинг», и не то, что подспудно переделывает мышление народа «нужным» образом или «увеселяет жизнь»… Об усилиях, направленных на то, чтобы крестные ходы как явление общественной жизни «загнать» в сектор, где прописаны маргинальные субкультуры, здесь говорить не будем. Это очевидно. Однако заметим, что эти попытки по сути своей успеха не имеют, так как крестные ходы всегда достигают своих целей. Я говорю сейчас о вещах сугубо практических и очевидных…
В «оранжевую пятилетку» многим казалось, что уже ничто не помешает Западу вмонтировать Украину в НАТО. Такая цель ставилась. Украинским государством некоторое время вообще правила ретивая американская «тройка» Ющенко – Тимошенко – Яценюк. В 2008 году «тройка» даже подписала специальное заявление с призывом к НАТО в ускоренном режиме принять Украину в свои крепкие объятия. И, как утверждает сайт WikiLeaks, реакция на это Москвы стала к тому времени «менее эмоциональной, чем в первые годы после Оранжевой революции». Короче, всё складывалось, «как надо», но «оранжевое дело» почему-то лопнуло…
Анитинатовские шествия и молитвенные стояния в Киеве, публичные заявления православной общественности, оставаясь «неприметными» для местных СМИ с их заскорузлым провинциализмом, были замечены в европейских странах. Европа справедливо усмотрела в этом выразительный, «самобытный», пусть даже политически не оформленный протест, чреватый непредсказуемыми последствиями.
Крестные ходы, несомненно, сыграли свою светоносную роль и в более ранние годы, например во время «Майдана-2004». При появлении православных с крестом и иконами и при возникновении в оранжевой атмосфере Иисусовой молитвы всё вдруг представало в истинном свете. «Ликующие оранжевые флаги» воспринимались уже всполохами адского пламени, а всё происходящее – натуральным бесовским шабашем. Кому дано было видеть, тот увидел.
В начальном десятилетии XXI века в секуляризированном (расцерковлённом) мире крестные ходы оказались исключительно действенной силой. Очевидна их благодатная помощь и в деле отстаивания канонического церковного единства, и в противостоянии разрушительному культу «ювенальной юстиции», в борьбе против расширения границ «электронного концлагеря»…
Обычно для участия в крестном ходе верующие съезжаются в Киев за свой счёт, порой вскладчину нанимая автобус, порой выбирая самые дешёвые маршруты и тарифы. Вряд ли кто назовёт эту категорию сограждан финансово состоятельной. Среди них есть люди, лучше которых я в жизни не знал. Воистину едут по зову христианской совести.
2.
Брокгауз и Ефрон пишут: «Крестный ход – торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту… бывают двух родов: совершаемые по установлению, ежегодно в известные дни, и чрезвычайные».
Очевидно, чрезвычайным был самый первый ход, когда в Рождественскую ночь «пришли в Иерусалим волхвы с востока». Мудрецы немало потрудились, идя за звездой; дошли и поклонились Спасителю мира. А через три десятилетия начался крестный ход человечества за Христом: «И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана». Вот и мы, выйдя из вод Днепра. «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла», – пишет в «Слове о Законе и Благодати» восхитительный наш писатель митрополит Илларион Киевский (XI век). Крещение пришло из Константинополя, поэтому владыка Илларион и называет Константинополь Вторым Иерусалимом. Почти тысячу лет назад он писал в Киеве, как бы обращаясь к Владимиру Крестителю Руси, умершему за четверть века перед тем: «Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа. Жизнь всему миру! Отряси сон, возведи очи и увидишь…» Этот призыв – художественный приём, чтобы показать, какого расцвета достигла Русская земля после крещения: «Взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви часто ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными, и песнопениями святыми оглашаемый».
Это о святом Киеве. Это – Святая Русь.
Ныне, надо сказать, не то; всё иначе. Чтобы увидеть Святую Русь, нужно постараться. Захламлено изрядно…
В Киеве теперь и с 14-го этажа порой не увидишь маковки с крестом… А как увидишь – подумаешь грешным делом: может, раскольничий или самосвятский…
А что вокруг? Рекламные щиты; банк, ещё банк, а вот их сразу три; магазины с роскошными витринами, череда киосков; а это – казино, судя по мелькающим огонькам; вот ресторан, ещё казино, стриптиз-бар… Над потоком машин поднимается смог, дымкой, как плесенью, накрыт город. На миг показалось – вот-вот плесень разъест всё, переварит город в мёртвую труху, а из неё примутся вылазить некие монстрообразные существа… Говорят, когда кажется, нужно креститься. Тянется рука ко лбу.
Но вот… Что это внизу? Какие-то люди с крестами, хоругвями, иконами, идут по двое, бодро идут. Это движется крестный ход,, словно струйкой соли посыпается улица, разрушает гниение! И вдруг исчезает смог, пропадают роскошные магазины, гнусные казино, открывается дивный город – бревенчатые и каменные храмы, золочёные купола, терема… Это приоткрылся на миг древний Киев, мы видим: наш крестный ход приветствуют звоном колоколов все храмы Святой Руси…
3.
Царь-мученик Николай II Александрович родился в 1868 году в день памяти святого праведного Иова Многострадального. Ныне этот день – 19 мая.
Патриарх Алексий Второй в далёком уже 1993 году, перед панихидой по злодейски убиенным Императору Николаю II и членам его семьи, произнёс, в частности, такие слова: «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех её чад – усопших и ныне живущих – приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ…»
С тех пор никто не сказал, что грех этот уже народом раскаян…
В Севастополе Крестный ход, начатый в церкви Державной иконы Божьей Матери на Красной горке, прошёл с молитвой в центр Богоспасаемого града к памятнику Императрице Екатерине Великой.
В Черкассах путь Крестного хода лежал от храма Рождества Пресвятой Богородицы – по главному бульвару (некогда Александровскому) через центр города – к «афганской» Сретенской церкви. По дороге не прекращали творить Иисусову молитву, встречным раздавалась просветительская литература, рассказывающая о сути ювенальной юстиции, позиции Церкви по проблеме ИНН, цифровых и иных современных идентификаторах. Для какого-то мужчины, сидящего на скамейке и беззаботно попивающего пивко, было неожиданностью прочитать: «Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалипсических времен… В религиозном контексте указанные действия власти приобретают апокалипсическую составляющую, что может расцениваться как сознательное или невольное содействие созданию технической базы, способствующей воцарению антихриста…»
Человек забыл о пиве, в небо стал смотреть. Произнёс задумчиво: «О как формулируют!»
В Киеве покаянный Крестный ход традиционно был начат в стенах святой Киево-Печерской лавры, но маршрут не был традиционен. В связи с недавним разрушением палаточного храма Александра Невского, шествие прошло через резиденцию Блаженнейшего митрополита Владимира, где Владыке было передано обращение православной общественности. Далее православные прошли по улицам города через ряд государственных учреждений, причастных к сносу палаточной церкви, пережившей многое, в том числе и шабаш «оранжевой революции». Официальным лицам было вручено обращение, отражающее точку зрения общественности, расценивающей снос храма как антиправославное дело и кощунство.
Завершилось шествие на том месте, где ещё совсем недавно была палаточная церковь и где до 1930-х готов располагался изумительный по красоте каменный Александро-Невский собор.
Несомненно, что на месте, где находились святые алтари и где – как учат отцы Церкви – до Второго Пришествия будет стоять ангел Господень, необходимо воссоздать храм. Православные Украины ждут принятия такого решения.
И проступит в наш день из прошлого живая Святая Русь – блеском куполов и колокольным звоном. И увидим себя идущими рядом с предками единым Крестным ходом…
Слышите?.. Крестный ход идет, и ад трепещет!