Празднование Дня Победы в этом году сопровождалось жаркими спорами между представителями востока и запада страны. Все так увлеклись дискуссиями на исторические темы, что забыли о проблеме неофашизма, которая сегодня достаточно остро стоит в странах постсоветского пространства. Ни одно из СМИ не упомянуло о журналистке Анастасии Бабуровой — уроженке Севастополя, убитой ультраправыми радикалами в 2009 году, несмотря на то что накануне Дня Победы суд вынес решение по делу о резонансном убийстве.
Цена правды
Анастасия — единственная журналистка из Крыма, поплатившаяся жизнью за свою профессиональную деятельность. Бабурова не успела поработать в должности корреспондента и пяти лет, но ухитрилась поменять несколько изданий и опубликоваться в десятках СМИ. Последний год жизни Насти был связан с “Новой газетой”, у которой имидж наиболее независимого и “острого” печатного издания России. В “Новую” Настю привело желание освещать одну из наиболее острых и наболевших социальных проблем современной России — развитие неонацизма. Последним материалом, подготовленным Бабуровой, стало интервью Станислава Маркелова — правозащитника и адвоката, защищавшего интересы антифашистов, социальных активистов, а также семью чеченки Эльзы Кунгаевой, изнасилованной полковником Будановым. За несколько дней до публикации интервью, 19 января 2009 года, Маркелова и Бабурову убили выстрелом из пистолета недалеко от Независимого пресс-центра в самом центре Москвы…
Настя родилась в Севастополе 30 ноября 1985 года. Училась в школе № 3, которую в итоге закончила с золотой медалью. Потом факультет экономики и управления в Черноморском филиале МГУ. После года учебы в вузе Настю убеждают, что с ее потенциалом лучше получать образование в Москве.
“Приходит домой и говорит: “Я еду в Москву”, — вспоминает отец Анастасии Эдуард Федорович. — Как мать ни пыталась ее остановить, ничего не помогало. Мы предупреждали, что семья не потянет, все-таки Москва — дорогой город. Но она отвечала, что все вопросы решит сама”.
В российской столице Настя несколько раз меняла место учебы. В 2009 году, будучи студенткой журфака МГУ, начала печататься в “Новой газете”. Она успела написать всего несколько материалов о произволе милиции и судах над неофашистами. Интерес к этим темам привел к дружбе с правозащитником Станиславом Маркеловым. В итоге за опасные связи и честные непримиримые взгляды журналистка поплатилась жизнью.
Время отвечать
По опыту расследования убийств и покушений на журналистов многие с пессимизмом смотрели на перспективы раскрытия преступления. Однако уже 3 и 4 ноября 2009 года были задержаны подозреваемые — сын полковника запаса Службы внешней разведки Никита Тихонов и его подруга Евгения Хасис. Оба являются приверженцами националистических взглядов и числятся членами радикальной организации “Русский образ”. На первых пяти допросах Тихонов сознался в содеянном, и создалось впечатление, что расследование подходит к концу. Однако националисты неожиданно поменяли стратегию защиты, стали отрицать причастность к убийству и свое членство в неонацистских организациях. Адвокаты Тихонова и Хасис создали мощную стратегию защиты, базировавшуюся на попытках добиться исключения из дела протоколов допросов и задержания, введении в судебный процесс подложных свидетелей, создании позитивного образа обвиняемых через СМИ, давлении на присяжных. Суд растянулся на полтора года.
У стороны обвинения все-таки нашлись веские аргументы против уловок защиты. Основными доказательствами причастности к убийству стали материалы “прослушки” обвиняемых, а также признание Тихонова на первых допросах. На начальной стадии следствия подозреваемый привел факты, которые не могли быть ему известны, не будь он убийцей. К примеру, он рассказал об оружии, из которого стрелял в Бабурову и Маркелова, а также в деталях описал ход убийства. Московский суд присяжных признал виновность Тихонова и Хасис 6 мая 2011 года. Исполнитель преступления получил пожизненный срок, его подруга, проходившая по делу соучастницей, — 18 лет строгого режима.
“Мы довольны судебным вердиктом, — констатирует мать Насти Лариса Ивановна. — Но у нас нет радости, потому что нет дочери! Нет нашей надежды, любви и смысла жизни… Этого мы никогда им не простим!”
Взысканные с Тихонова и Хасис 2 миллиона рублей родители журналистки планируют потратить на благотворительную премию им. А. Бабуровой, которую хотят выдавать одаренным студентам журфака МГУ, приехавшим в Москву из отдаленных регионов.