«Х*й в плену у ФСБ» получил госпремию за инновационность

«Х*й в плену у ФСБ» получил госпремию за инновационностьЖюри госпремии «Инновация» единогласно присудило первую премию арт-группе «Война» за акцию на Литейном мосту в Петербурге «Х*й в плену у ФСБ». Всероссийский конкурс проводится Государственным центром современного искусства и Министерством культуры РФ. Акцию «Войны» попытались исключить из списка номинантов, но это встретило сопротивление художественного сообщества отдельных членов жюри. В итоге лауреаты «Инновации-2010» оказались во многом «политическими»: кроме «Войны», участники которой во время составления шорт-листа находились в СИЗО, в категории «Региональный проект» лауреатом стал новосибирский художник Артем Лоскутов за акцию «Монстрация-2010». Процесс над Лоскутовым стал одним из главных событий в арт-среде прошлого лета.

Ночью 1 июня прошлого года, активисты группы нанесли краской из баллонов гигантский член на Литейный мост. После того, как мост развели, «Большой Космический Х*й Войны» поднялся, глядя на «Большой дом» – здание ФСБ. На создание изображения фаллоса размером 65 на 27 метров активисты потратили 23 секунды. По словам идеолога группы, Алексея Плуцера-Сарно, своей акцией «художники приготовили всем сотрудникам Федеральной Службы Опасности стартовую космическую площадку для отправки во внеземные цивилизации».

В состав жюри премии в этом году вошли главный хранитель и руководитель департамента искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, куратор Основного проекта Московской биеннале Петер Вайбель, искусствовед и куратор Екатерина Деготь, искусствовед и куратор Андрей Ерофеев, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.

Плуцер-Сарно приводит в своем блоге свидетельства журналистов, присутствовавших на церемонии вручения премий:

«Я только что с церемонии. Ерофеев сказал «х*й» и из зала скандировали – х*й!…»

«Когда в зале объявили о том, что лучшим произведением визуального искусства в минувшем году стала ваша акция весь зал скандировал: «Х*й! Х*й!»

Как сообщает портал Openspace.ru, в остальных категориях премия «Инновация» за 2010 год присуждена:

«Кураторский проект» – Юрию Аввакумову за «День открытых дверей. Особняк-гимназия-клиника-музей. Российское искусство 1989-2009 годов из коллекции ММСИ» (Московский музей современного искусства, Москва, 2010);

«Региональный проект» – Артему Лоскутову за акцию «Монстрация-2010» (Новосибирск);

«Теория, критика, искусствознание» – Антонио Джеузе за каталог «История российского видеоарта. Том 1-3» (Издание Московского музея современного искусства, М., 2010);

«Новая генерация» (для художников до 35 лет) – Анне Желудь за выставку «…Продолжение осмотра…», (проект «Выставочный план», Московский музей современного искусства, Москва) и Арсению Жиляеву за выставочный проект «Разумный эгоизм», (галерея «Риджина», Москва).

Премия «За творческий вклад в развитие современного искусства» присуждена Илье и Эмилии Кабаковым, премия «За поддержку современного искусства России» – Герману Титову.

Специальная премия фонда U-Art вручена Алисе Прудниковой («Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства», Екатеринбург) и Ирине Кориной (инсталляция «Показательный процесс», Москва).

Произведение «Войны» ранее попытались исключить из списка номинантов организаторы конкурса от ГЦСИ и Минкультуры ссылались на нарушение регламента: заявители – члены экспертного совета конкурса – не подтвердили согласие членов «Войны» на участие в конкурсе.

Организаторы конкурса также сослались на публикации в СМИ, в которых цитировались слова идеолога «Войны» Алексея Плуцера-Сарно, назвавшего участие в госпремии позором. «Мы все должны понимать, что премия «Инновация» – это, в конечном счете, деньги мафиозной власти, которая кидает их как подачку в кормушку художникам, проверяя нас всех на конформизм, на лояльность коррумпированным палачам современного искусства», – заявляли члены «Войны».

В то же время официального отказа от участия в «Инновации» не поступало ни от выдвинувших работу «Войны» экспертов, ни от участников арт-группы.

По словам куратора и члена экспертного совета «Инновации» Арсения Сергеева, который параллельно с куратором Евгением Уманским предложил включить в шорт-лист акцию группы «Война», «решение ГЦСИ противоречит фактам». Назвав решение организаторов премии произволом, куратор также сказал, что хотя письменного согласия они с Уманским не получали, не было и письменного отказа.

Члены жюри Екатерина Дёготь и Андрей Ерофеев в письме к коллегам также заявили о несогласии с исключением «Войны» и пригрозили выйти из жюри. В результате акция «Войны» осталась в числе претендентов на «Инновацию».

«Основным критерием оценки проектов является соответствие проектов и деятельности номинантов новейшим концепциям, стратегиям и тенденциям современного искусства», – говорится в правилах «Инновации», опубликованных на сайте Государственного центра современного искусства. Проекты выдвигались представителями Минкультуры РФ, региональными органами исполнительной власти, членами жюри и экспертного совета премии.

В номинации «Региональный проект» победил еще один «политический» номинант – очередная «Монстрация», проходившая прошлой весной в Новосибирске, куратором которой является Артем Лоскутов – еще один персонаж арт-среды, получивший в прошлом году ореол «диссидента». После долгого процесса, сопровождавшегося акциями протеста деятелей искусства по все стране, художник был осужден условно за хранение наркотиков. Сам Артем Лоскутов и его защитники уверены, что наркотики были подброшены, а дело – сфабриковано. Поводом для новосибирских правоохранителей стала проводимая художников «Монстрация». 1 мая 2010 года акция стала самой массовой за всю ее историю – в ней приняли участие более 2000 человек, с абсурдистскими лозунгами и в карнавальных костюмах. Местных чиновников и членов МВД насторожило то, что на «Монстрацию» вышли втрое больше новосибирцев, чем на мероприятия «Единой России» и КПРФ.

НР

Оцените статью
Добавить комментарий