Как там в сказке: стоит терем-теремок… Смотрит на мир огромными круглыми, как иллюминаторы, окнами, ждет, когда его опояшет широкая веранда и будут закончены последние мелкие работы. Хозяин, житель поселка Железнодорожное Бахчисарайского района Александр Осипчук, за свою жизнь в несколько раз перевыполнил программу-минимум каждого мужчины: деревьев насадил множество, трижды стал отцом (на подходе четвертый малыш), построил не один дом и сделал отопление дома своими руками. Но именно в этом воплотил большинство идей о том, каким должно быть экономное и экологически чистое жилище.
Когда к участку Александра подвозили бревна карпатской сосны, смереки, запах стоял такой, что люди с соседних улиц приходили полюбопытствовать, что же такое строится. И с интересом наблюдали, как рос потихоньку сруб, как появилась над ним полукруглая крыша… О «чистом» строительстве и домах, сооруженных из природных материалов, Александр может рассказывать часами. А теперь еще и показывать — на примере собственного эко-дома. Ведь дом, уверяет он, как одежда: если материал натуральный, он приятно льнет к телу, не «кусается», не заставляет почесываться, не вызывает раздражение.
Терем-теремок
Конечно, деревянный дом — строение для Крыма нехарактерное. «Да, здесь всегда использовали камень и саман — кстати, прекрасный и недооцененный сегодня материал. А вот леса всегда было мало, считалось, что и сырости такие постройки больше подвержены, и пожароопасные, — перечисляет Александр. — Но позвольте с этим не согласиться. Построить дом из дерева — половина дела, важно его… не отравить, не использовать разные составы, предохраняющие от избытка влаги, насекомых, не красить его внутри и тем более не отделывать синтетическими материалами. Более стойким и крепким дерево делает насыщенный раствор морской соли, именно им я обрабатывал бревна. Утепление из камки — сухих водорослей».
Минус многих деревянных домов — низкая звукоизоляция, когда на первом этаже слышно, как «топает» кошка на втором. Это потому, что перекрытия, потолок и пол становятся чем-то вроде полого корпуса гитары с неплохой акустикой. Александр развел лаги, к которым крепятся пол и потолок, между ними 40 сантиметров воздуха, брезент, а на нем слой песка, который практически полностью гасит звуки. Когда второй этаж был готов, Александр, чтобы убедиться, правильно ли все сделал, запустил туда детей — своих и соседских. Каждый родитель знает, на что способны даже двое ребятишек, получив просторное помещение и разрешение делать все, чего душа пожелает. Но оказалось, что шум от игр на первом этаже действительно не слышен.
На компромисс Александр пошел разве что с окнами: ну не делают пока в Украине стеклопакеты с натуральным деревом требуемого качества. Зато конструкция окон, вогнавшая сначала в задумчивость мастеров (открывается горизонтально снизу, фиксируясь в нескольких положениях), оказалась очень удобной. Огромные окна не прихоть, считает хозяин эко-дома, а возможность пустить в помещение больше света. Согласитесь, там, куда заглядывает солнце, не остается места плохому настроению.
«В строительной индустрии принято широко использовать различные пластиковые пленки, в этом доме нет ни одной, он дышит, есть постоянный приток воздуха, — объясняет Александр Осипчук. — И в то же время он держит тепло. По строительным стандартам 10 см древесины соответствуют метровой кладке кирпича по теплопроводности, а в моем доме станы толщиной 18 см. Когда начался отопительный сезон, мы включили котел, за два часа дом прогрелся полностью. А в обычном доме сутки требуются, чтобы протопить». За последние полтора месяца — март и половину февраля — газовое отопление, по словам хозяина, обошлось ему примерно в 400 грн. А площадь дома более 250 квадратов — выходит примерно по гривне за квадратный метр. Для сравнения: обитатели симферопольских многоэтажек за тот же март погрелись из расчета примерно 6 грн./кв. м. Экономия электричества у Осипчуков идет за счет светодиодных ламп, причем в каждом помещении можно выбрать режим освещения. Впрочем, в будущем Александр вообще планирует сделать дом автономным, как именно — пока секрет.
Полный двор счастья
Приехала семья Осипчуков в Железнодорожное не так давно, чуть больше года назад. Александру и Екатерине довелось поездить по миру, долго жили за границей, последнее время в Москве, а потом перебрались в Крым. «Мы с женой 14 лет жили в счастливом союзе, много ездили, много увидели, детей не было, да мы и не задумывались об этом, — вспоминает Александр. — А потом как-то само пришло решение: пора возвращаться, начать новую жизнь, в ней необходим ребенок. И у нас появилась дочка». Старшая уже ходит в первый класс, у сына знакомство со школой тоже не за горами. Самой младшей в семье, двухлетней Настеньке, совсем скоро предстоит уступить это почетное место малышу, который вот-вот появится на свет.
Впрочем, на вопрос, сколько у них детей, Александр и Екатерина не всегда даже могут ответить, если речь идет о ребятне, которая с утра до вечера носится в их дворе и играет в доме. Иногда это пять-шесть человек, если считать со своими старшими, иногда два десятка и больше. «Летом собиралось и до тридцати, — смеется Александр. — Мы поставили большой надувной бассейн, и количество гостей резко подскочило. Даже приходили подростки — сначала присматривались, потом стали помощниками, улаживали мелкие ссоры у бассейна, следили за младшими». А теперь сравните со многими домами, где появление приятелей собственных детей мамы, бывает, встречают предупреждением: «только чтобы тихо было!», «не испачкайте!», «не разбейте!» А Осипчуки даже каракули на стене воспринимают философски: что ж, все равно перекрашивать… Александр против категорических запретов, адресованных малышу, — воспитывать нужно, показывая, как правильно. А со временем у ребенка появляются собственные обязанности и гордость тем, что он делает что-то полезное.
Детского сада в Железнодорожном нет, и Екатерина, поговорив с мамами, до недавнего времени собирала у себя малышей, вместе делали поделки — вырезали, клеили, лепили. Во дворе у Осипчуков появились горка, качели, песочница и даже… костровая площадка. Там тоже собираются юные жители Железнодорожного — пекут картошку, жарят на палочках сосиски и хлеб. И сколько родителей, вытирая запачканные золой руки и щеки вернувшегося чада, вспоминали собственное детство, хрустевшие на зубах вместе с картошкой угольки из костра и летящие в небо искорки!
Лучшее место
Когда за спиной закрывается дверь теплицы, кажется, что тебя накрывает огромным теплым одеялом. Александр начинает перечислять обитателей этого душноватого царства: сто кустов клубники, гранат, инжир, помидоры, огурцы, редиска… Все они органически чистые. Будто насмешничая над всеми агротехническими достижениями, у самого входа нагло торчат несколько кустов сурепки, сорняки вымахали по пояс. Александр, опережая вопрос, срывает золотое соцветие и… отправляет в рот: «Любите сурепку? Цветы такие сладкие, в салате очень хороши! И растет она у нас всю зиму». Выходит, и сорняк здесь не просто так, это экологически чистая пища. Собственными овощами и фруктами пока полностью обеспечить себя не удалось, зато в Бахчисарайском районе отыскали людей, которые в садах и огородах агрохимией не злоупотребляют.
Александр уверен, что они с женой выбрали замечательное место и им невероятно повезло с соседями. Да что там с соседями — со всем поселком, где люди просто как на подбор отзывчивые и душевные. «Скоро у нас еще одна детская площадка появится, своими силами поставим, планируем еще деревья посадить, — перечисляет Александр. — В последний раз жители Железнодорожного высадили 168 деревьев, с саженцами лесхоз помог, где мы тоже поработали на посадке и уборке мусора. Здесь уже немало людей, которые хотят жить по-другому и понимают, что все зависит от них самих. Все вместе мы можем сделать очень много». А это, кстати, тоже экология — культуры или, если хотите, души. Ведь действительно, какой прок в самом лучшем и чистом доме, если вокруг разорение, грязь и ощущение безысходности и безнадежности, как во многих крымских селах? Лучшее место для жизни — то, где есть уверенность в завтрашнем дне.