Работая в Приморье через целую армию посредников, Taobao уже перетянул на себя существенную долю покупателей из торговых центров. Традиционная торговля почувствовала опасность, но пока мало задумывается о реальном спасении бизнеса, больше надеясь на то, что для человека шопинг — это все-таки сложный коктейль эмоциональных ценностей.
Стремительный рост зарубежного онлайн-шопинга начался с лета 2010 г. и был связан с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, поскольку договоренности между странами-участницами предусматривали существенную либерализацию правил расчета таможенных платежей для физических лиц при получении международных почтовых отправлений с товарами из-за рубежа для личного пользования. Ранее физические лица могли без уплаты пошлины получать посылки, таможенная стоимость которых не превышала 10 тыс. руб. (при пересылке Почтой России или ее дочерним предприятием по экспресс-доставке — «EMS Почта России» — или 5 тыс. руб. (в случае если доставку осуществляли коммерческие операторы — DHL, TNT).
Послабление вышло существенным: сейчас в течение календарного месяца физическое лицо, находящееся на территории Таможенного союза, может беспошлинно получать товары стоимостью до 1 тыс. евро и общим весом до 31 кг; для международных коммерческих служб экспресс-доставки установлен лимит в 200 евро в неделю на одно лицо. При превышении этих норм предусмотрены таможенные сборы по ставке 30% от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за кг. Впрочем, лимитов хватает с запасом: по статистике Почты России, задекларированная стоимость 86% посылок — менее 500 евро. К тому же при особо активном зарубежном шопинге ничто не мешает совершать покупки, указывая в качестве получателя разных членов семьи.
Секреты Taobao
В Приморье сформировался новый рынок, который, по сути, заменил в бизнес-пространстве челноков. Сегодня приморцам ассистировать в процессе онлайн-шопинга на Taobao берется целая индустрия посредников.
Сколько их на самом деле, никто не знает. Благо при таком бизнесе наличие каких-либо знакомств не обязательно: можно никого не знать и осуществлять продажи, совершая операции только через интернет, а можно просто иметь человека в Китае, который от своего имени будет делать покупки на Taobao и отправлять вещи в Россию. По сути, задача посредников — компенсировать сервисные ограничения, которые имеются у Taobao, и обеспечить удобную логистику покупок и перевод денег между покупателем из России и китайским торговцем — естественно, за вознаграждение. Комиссии варьируются от 5% до 30% от стоимости заказа.
Один из приморских предпринимателей, недавно нашедший контакты с зарубежными площадками, приоткрыл завесу такого бизнеса: «Чтобы начать свой интернет-бизнес, нужно создать сайт либо заказать его у специализирующихся на этом людей. Следующий шаг — уладить организационные вопросы по поводу оплаты покупок и последующее выведение средств на счет организатора сего мероприятия. Делается все достаточно просто, а именно: размещается на сайте номер платежной системы либо расчетный счет какого-нибудь банка с дальнейшим подтверждением проведенных платежей. Когда уже набралось достаточное количество заказов для оптовой закупки, возникает вопрос, на какой интернет-площадке осуществить эту самую закупку.
Путей развития событий два. Первый и самый распространенный велит зайти на русскоязычный крупный портал-посредник и сделать заказ на свое имя. Второй же предполагает наличие китайского партнера, который будет совершать закупку непосредственно у первоисточника — Taobao.com, что позволит существенно сократить расходы и увеличить маржинальность проводимых торговых операций, т.к. цены непосредственно на Taobao.com намного ниже, чем у русскоязычных крупных посредников. Когда товар уже закуплен и получен, остается только решить вопрос с информированием конечных потребителей для его получения либо доставки по указанным адресам».
Онлайн против офлайна
Каковы перспективы посреднической индустрии? Кратко- и среднесрочные — неплохие. Ведь «виртуальным прокладкам» не приходится арендовать помещения, платить зарплату работникам, за электричество и т.п. Более того, этот бизнес, как и челночный, фактически покрыт серыми пятнами. Хотя, по словам Галины Никоновой, налогового консультанта, «интернет-торговля и попадает под список исключений ЕНВД, поэтому можно использовать упрощенную систему налогообложения с налоговой ставкой 6% или общую систему налогообложения 15%». Впрочем, не пойман — не вор, а расчеты между участниками онлайн-шопинга носят гораздо более сложный характер, засечь который могут лишь самые заядлые налоговики.
Тем не менее онлайн-технологии произвели переворот на потребительском рынке. Любой обладатель домашнего компьютера получил возможность заказывать и оплачивать товары с доставкой на дом, не выходя на улицу. Многочисленное и шумное сообщество интернет-активистов полагает, что до смерти традиционного ритейла остались считанные годы. Не все согласны с этим, а посредники Taobao стараются сохранить хорошую мину при плохой игре.
«Связывать проблемы традиционных магазинов с развитием интернет-торговли, наверное, не стоит, потому что проблемы в целом в экономике России были и два года, и пять лет назад, — отмечает анонимный предприниматель. — Получая зарплату в 15-20 тыс. рублей, какова она в среднем по краю, сложно выкроить средства на дорого-стоящие покупки, когда основная часть доходов просто-напросто «проедается». Если у людей будет больше денег, то они, конечно же, пойдут покупать одежду в «бутики», а не в интернет-магазины, где оценить внешний вид можно только по картинке».
Анна К., представитель Taobao: «За последние два года количество продаж у нас увеличилось примерно вдвое. Что касается ухода всего бизнеса в интернет, то не думаю, что в ближайшее время это станет действительностью, поскольку остается большое число людей, предпочитающих делать покупки в традиционных магазинах».
Однако офлайновая торговля сегодня испытывает большие трудности. Елена Кордубан, директор магазина Sela: «Появление зарубежных интернет-магазинов очень повлияло на уровень продаж. Я столкнулась c этим влиянием лично. Некоторые клиенты приходили к нам на примерку, мерили, а покупки делали в интернете, этой информацией со мной поделилась подруга, которая занимается интернет-продажами. Пока никаких действий, чтобы минимизировать отток покупателей мы не предпринимаем, ведь основную долю продаж составляет одежда, которая не представлена на Taobao».
Представитель федеральной сети одежды, пожелавший остаться неизвестным, сказала: «Очень сильно повлияло появление такого конкурента, как Taobao. Наши продажи сейчас заметно упали, но такая форма торговли, как интернет-магазины, имеет право жить. Признаюсь, даже я иногда заказываю товар на Taobao».
Надежда на эмоции
Пока в онлайн-торговле занимаются серфингом молодые покупатели, приморские торговцы надеются выживать. Ведь более представительная аудитория стремится не столько реализовать нужду в тех или иных жизненных благах, сколько получить набор позитивных переживаний, возникающих уже в процессе шопинга, благодаря сложному коктейлю эмоциональных ценностей, заложенных в товары под известными брэндами.
Екатерина Семенова, руководитель отдела продаж сети магазинов «Настоящий обувной»: «Есть неоспоримые минусы интернет-торговли, такие как отсутствие эмоций от похода в магазин, от самого процесса совершения покупки. Помню, будучи ребенком, мы собирались на выходных всей семьей и отправлялись в поход по магазинам, когда меня ставили на некий условный пьедестал, спрашивали, нравится ли мне какая-либо вещь, удобно ли в ней, все это вызывало только положительные эмоции. Также к минусам интернет-торговли можно отнести отсутствие индивидуального подхода к каждому покупателю, предложения именно того, что ему нужно.
Если вести разговор об обуви, то китайский интернет-гигант нам не конкурент, т.к. у нас слишком хороший товар. Не хочу говорить о том, что через интернет-магазины реализуется некачественный товар (сама решила купить купить свадебное платье через Taobao), просто время Китая уже проходит. Могу говорить об этом, поскольку напрямую общаюсь с поставщиками, бываю на разных выставках, хотя случается такое, что у китайских производителей встречаются очень интересные модели. Наши же производители находятся на территории России. Сейчас некоторые партнеры, конечно же, переносят производство в Китай, т.к. это очень дешево, но это касается только пошива».
Элина Коровина, брэнд-менеджер Tom Tailor: «В любом случае остаются те люди, которые предпочитают прийти в магазин и выбрать непосредственно в нем. Пока я не заметила, чтобы у нас ушла какая-то большая часть покупателей на Taobao».
Ирина Панкова, офис-менеджер отдела интернет-торговли сети магазинов «Спектр техники»: «Отток чувствуется, но мы справляемся с этим. Пока выход из сложившейся ситуации — привлекать покупателей, организуя акции, какие-то мероприятия».