В то время, как количество игроков в сегменте ОТТ-телевидения прибавляется, законодательство оставляет больше вопросов, чем ответов об их деятельности
Полку национальных операторов интернет-телевидения прибыло. Компания «Воля» сегодня запустила интерактивное телевидение, которое будет доступно как в её кабельных сетях, так и за пределами зоны покрытия, через широкополосный интернет. Интерактивность представленного сервиса основана на использовании новой технологии доставки сигнала от оператора к абоненту — ОТТ (over-the-top). При помощи внешнего тюнера, подключенного к интернет, клиент может просматривать в прямом эфире более 130 телеканалов, выбирать в онлайн-кинотеатре фильмы для просмотра, подключаться к YouTube и т.п.
Стоит отметить, что «Воля» не первая компания, которая предлагает украинским пользователям услугу, построенную на базе технологии ОТТ. Еще в начале января онлайн-сервис Divan.tv официально заявил о начале трансляциителеканалов через Интернет с использованием той же технологии. Преимущества технологии с позиции операторов очевидны — ОТТ дает им возможность рассчитывать на абонентскую аудиторию в несколько миллионов человек только в Украине.
Если быть точнее, то, по данным iKS Consulting, сегодня широкополосный доступ имеют около 5,75 млн украинских домохозяйств. Не удивительно, что такая привлекательная и неосвоенная рыночная ниша в последнее время находится под пристальным вниманием как телеком-компаний, так и регуляторных органов, использующих несовершенство законодательной базы для достижения своих целей.
Сервис Divan.tv, вышедший на рынок раньше «Воли», первым попал под удар — компанию прямо обвинили в нелегальной трансляции телеканалов. Первыми обвинения выдвинули представители юридической компании «Виндекс», представляющий интересы медиагрупп «1+1» и «Украина», заявившие: «ООО «Диван ТВ» не имеет ни лицензии на вещание, ни лицензию провайдера программной услуги. Кроме того, у ООО «Диван ТВ» нет договоров с телеканалами о смежных правах. Телеканалы использовали все способы мирного урегулирования вопроса и теперь намерены защищать свои права в суде».
Спустя несколько месяцев Телекоммуникационная палата Украины (ТелПУ) также назвала деятельность Divan.tv нелегальной, ссылаясь на Закон Украины «О телевидении и радиовещании», где обозначено, что для предоставления доступа к телевизионным программам, компания должна получить лицензию провайдера программной услуги. Чтобы выяснить, имеет ли ООО «Диван ТВ» необходимую лицензию, ТелПУ обратилась в Нацсовет по ТВ и РВ с соответствующим запросом. В ответном письме Владимир Манжосов, глава Нацсовета сообщил ТелПУ, что у данной компании лицензии нет, поэтому транслировать телеканалы она не имеет права.
Отвечая на обвинения, Николай Козак, руководитель департамента продаж ООО «Диван.ТВ», утверждает, что компания обращалась в Нацсовет для получения лицензии: «Однако мы получили ответ, согласно которому субъекты, оказывающие телевизионные услуги с использованием технологии ОТТ, признаны провайдерами программной услуги, но действующее украинское законодательство не предусматривает лицензирование телевизионных услуг с использованием технологии ОТТ».
«Воля» также интересовалась у Нацсовета по ТВ и РВ вопросом лицензирования вещания телеканалов с помощью ОТТ. По словам Максима Дорошенко, менеджера «Воля Кабель» по работе со СМИ, компания получила от Нацсовета аналогичный ответ – услуга ОТТ пока не лицензируется. Тем не менее, следуя букве закона, «Воля» предоставляет ОТТ-услуги только в тех населенных пунктах Украины, на которые распространяется действие полученной лицензии провайдера программной услуги. При этом Сергей Бойко, президент «Воли», намекнул, что компания намерена до осени 2013 получить лицензию на вещание по всей Украине.
В то же время, сервис Divan.tv доступен всем пользователям мирового интернет. Обосновывая законность трансляции ТВ-контента, руководитель департамента продаж ООО «Диван.ТВ» отмечает, что его компания заключает прямые договора с телекомпаниями или с дистрибьюторами. «Также, в соответствии с положениями Закона «О телевидении и радиовещании», мы обеспечиваем пользователям возможность просмотра каналов, входящих в пакет программ универсальной программной услуги, и такие каналы являются бесплатными для пользователей».
Используя похожую аргументацию, транслирует ТВ-контент через интернет еще один известный отечественный проект — oll.tv. Он специализируется на трансляциях футбольных матчей. По словам Юрко Пиддубняка, PR-менеджера oll.tv, права на такие трансляции, как правило, приобретаются у правообладателей в пакете с правами для телеканалов, входящих вместе с oll.tv в состав медиагруппы «Украина».
Он также отмечает, что для проведения прямых трансляций, например, футбольных мероприятий, в украинском интернете лицензия провайдера программной услуги не требуется: «Сегодня это нелицензируемый вид деятельности. Впрочем, oll.tv — полностью законопослушный видеосервис, поэтому если такая лицензия понадобится, мы ее обязательно получим».
Примечательно, что ТелПУ не видит аналогии между сервисами Divan.tv и oll.tv, считая, что первому из них лицензия требуется, а второму – нет. «У них (oll.tv — прим. ред.) несколько другой вид деятельности (онлайн-библиотеки), который, по нашему мнению, не подпадает под лицензирование», — поясняет Константин Грицак, директор ассоциации ТелПУ.
В Законе «О телевидении и радиовещании», который описывает лицензирование трансляции телевизионных каналов, действительно нет ни слова об интернет-телевидении. В п.3 ст. 23 «Лицензирование вещания» просто написано, что «в зависимости от организационно-технологических особенностей распространения программ Национальный совет выдает лицензии на следующие виды вещания: спутниковое, эфирное, кабельное, проводное, многоканальное».
С одной стороны, такая довольно общая формулировка открывает регулятору широкие возможности для трактовки. С другой — участник рынка может заявить, что лицензия на вещание ему не нужна, поскольку его технология вещания не относится ни к одному из перечисленных видов. Очевидно, действующий закон остро нуждается в изменениях, которые бы отвечали сегодняшнему положению дел на телеком-рынке.