24 ноября 2010 г. группа энтузиастов –– истинных почитателей археологических святынь нашего региона в с. Родниковском восстановила, наконец, “историческое равновесие” –– поставила в заповедный ряд все Скельские менгиры. Поистине библейское “пора собирать камни”, как правило, по факту события или явления приобретает для человека особое, знаковое значение –– как старт свершений, перемен, надежд…
О том, что вообще это такое, согласно гипотезам: в седую старину вертикально поставленные на земле разной величины “зубы дракона”, или менгиры, кои исстари встречают путешественника на выезде из нашего Родниковского в сторону Орлиного, мы расскажем чуть ниже. А пока коснемся такого деликатного вопроса, как неимоверные, порой не поддающиеся житейской логике трудности на путях решения благороднейших задач, которые перед собой ставит человек.
РОДНИКОВСКОЕ ДИВО
…Когда – то, очень – очень давно, приблизительно в начале III тысячелетия до новой эры, люди, населявшие Тавриду, водрузили в строго определенных местах менгиры—вертикально установленные, далеко не ювелирно отесанные каменные клыки. Об их предназначении, как я уже говорил, ниже пойдет особый разговор. Сейчас же мы коснемся некоторых вех сложнейшей биографии четырех глыб из мраморовидного известняка—Скельских менгиров, которым была уготована весьма непростая судьба.
Судя по всему, простояли они себе преспокойно около пяти тысяч лет, пока не пожаловал на порог суматошный ХIХ век новой эры. В Крымскую кампанию здесь уже свистели пути и снаряды, задевая рикошетом макушки древних исполинов. А как подоспела Великая Отечественная война—им и вообще стало неуютно. В окрестностях Орлиного развернулись партизанские бои, поля хранят следы братских могил, все вскопано тут и перепахано…
Один из менгиров с усеченной “головой” сегодня стоит, как бы подпирая в ограде памятник погибшим здесь в военное лихолетье односельчанам. Второй, самый высокий, мощный, статный, высотой 2,8 метра, к счастью, уцелел в битве со временем. Третий, сильно даже, честно говоря, тянущий на валун, покалеченный, находится неподалеку, врытым “по шею”,—как бы не при делах.
А вот четвертый, высотой в полтора метра, постиг особый удар судьбы. В 1961 году родниковцы вели водовод к клубу, возле которого располагались менгиры. Так вот один из них, полутораметровый гигант, оказался как раз на пути водопроводчиков, и люди нарушили тысячелетний сон великана—снесли.
Менгир на тросах отволокли трактором к воротам сельского клуба. Но и это решение не было, увы, как сегодня говорят, взвешенным. Сельский киномеханик два раза в неделю привозил в Родниковское новые киноленты в плоских железных футлярах. И его машина с трудом проезжала в ворота клуба—мешал настырный каменный исполин. Так что в конце концов он нашел свое упокоение в створе ливневки, где и пролежал в иле до… 24 ноября 2010 года.
ПРОБЛЕМЫ С… ОРИЕНТАЦИЕЙ “МОРДЫ”
Такова—до сегодняшнего дня—судьба наших Скельских менгиров, которые в 1907 году были изучены и описаны известным петербургским археологом Н.И. Репниковым. Он, кстати, задокументировал и их местное название—Текли – Таш (поставленный камень).
Наш уважаемый, ныне покойный краевед Е. Веникеев, скупо касаясь в своей книге “Севастопольские маршруты” (издана в 1988 г.) Скельских мегалитов, в конце сообщения о них обронил такую фразу о лежащем в грязи менгире: “Следует установить его: место, где находился, известно…”
Что ж, спустя 22 года пожелание нашего известнейшего краеведа, выходит, исполнилось…
Но продвигаться к этому дню пришлось, как говорят, с великими трудами—на каждом поле деятельности есть свои сорняки. О том, что в городе создана инициативная группа (деньги, техника, самое главное—горячее желание энтузиастов исправить историческую ошибку людей и вернуть менгир в известный лишь их создателям строй), автор этих строк впервые услышал три года назад от Анатолия Таврического, морского археолога и путешественника.
Требовалось самое малое—научно аргументированное “добро” от главного законодателя всех археологических изысканий в нашем регионе—ученых – археологов НЗ “Херсонес Таврический”. Однако не тут – то было. Как не – однократно в ходе переговоров заверял нас известный и авторитетный в Севастополе археолог Олег Савеля, “дело это долгое и тонкое, неоднозначное, нам неизвестно, в какую сторону должна смотреть “морда” камня, каков под ним культурный слой…”
В общем, проблемы. И почему – то практически не решаемые.
Мы возражали: “Давайте же копать!”…
Но последовал совет обратиться в Санкт – Петербургский институт археологии, заполучить оттуда материалы раскопок Скельского памятника, осуществленных у нас археологом Н.И.Репниковым более века назад.
Из редакции газеты “Слава Севастополя” в город на Неве был направлен запрос. Петербуржцы не заставили себя ждать, все выслали. Но дело так и не сдвинулось с места, увы, хотя руководитель НЗ “Херсонес Таврический” Л.Марченко вроде и был “за”…
СВЕТЛОЕ КРЕДО СВЕТЛАНЫ ФРОЛОВОЙ
Но не будем о грустном. Нашлись люди и в Симферополе, и самом Родниковском, которые помогли нам решить эту вековую задачу самым замечательным образом. Случился светлый день, и в редакцию пришел руководитель общественной организации “Туристический актив Крыма”, большой энтузиаст и прекрасный организатор, человек, влюбленный в историю Тавриды,—Вячеслав Хачатурян. Он, оказывается, давно был наслышан о наших “мытарствах” и горел желанием активно помочь…
Вячеслав Вячеславович сумел выйти на заместителя сельского головы Орлиновского сельсовета, депутата Балаклавского райсовета Светлану Фролову, которая выросла на этой земле и, оказывается, давно мечтала о том, чтобы, как она дословно выразилась, “наш многострадальный менгир стал, наконец, на свое законное место”.
“В своей громаде мы, в конце концов, первые хозяева”. И эти слова Светланы Николаевны Фроловой обернулись конкретными делами. Нашлась техника, нашлись люди, и все менгиры заняли наконец – то свои места—точно по рекогносцировочным копирам, присланным из С. – Петербурга. Еще раз подтвердилась сентенция о том, что невозможно разве что языком достать собственный локоть…
Любопытная деталь. Большое участие в этом благородном деле принял местный фермер Валерий Воронин. Это его отец в свое время заведовал сельским “кинотеатром”. Так что сын, выходит, исправил ошибку отца и вернул погрязший в грязи менгир на его законное место. Давно, кстати, того хотел. Тем более, что ему, как никому другому, было точно известно (он здесь взрастал с пацанов), где стоял менгир и куда он “мордой” был изначально повернут…
Так что же такое Скельские менгиры? Как и их многочисленные собратья на Земле – матушке, их, конечно же, водрузили более 5 тысячелетий назад на особом, святом месте. Ученые полагают, что мегалические сооружения—дольмены, кромлехи и менгиры—устанавливались нашими язычниками – праотцами в точках над линией разлома земли, т.е. в сакральных местах выхода Силы. Не случайно в зоне Скельских менгиров когда – то (до войны 1941 – 1945 гг.) стоял греческий храм, здесь же люди построили клуб, чтобы все потом разнести по кирпичикам…
ТАЙНЫЕ МИССИИ “ДЛИННЫХ КАМНЕЙ”
Существует несколько гипотез относительно предназначения менгиров, само название которых вошло в науку из бретонского языка и означает “длинный камень”. И не случайно: самые, что на слуху, грандиозные “поля менгиров” расположены на французском полуострове Бретань. Хотя их на Земле очень много, в Крыму основные—это гигантский кромлех на окраине Алушты, диоритовая стела—под Бахчисараем и наше, Скельское диво, доставленное сюда аж за восемь километров—из каньона Узунджи.
Итак, о предназначении мегалитов. Они призваны были выполнять функции обсерватории. Могли служить “маячками” для получения сигналов из Вселенной. Но вот вам и вовсе экзотическая версия: благодаря своей тяжести (5 – 10 тонн) менгиры получают уникальную способность генерировать ультразвук, и древние обитатели Тавриды каким – то образом воздействовали благодаря менгиру на психику врага…
Другая гипотеза: менгиры, будучи в заповедном “строю”, выполняли лечебную миссию, и наши праотцы свято в это верили.
И, наконец, наши далекие предки, возможно, строили мегалитические сооружения в целях защиты…от землетрясений, есть и такая теория. Любой менгир как бы улавливает само начало великой тряски земной и, вибрируя, начинает генерировать электрический заряд, ионизируя атмосферу. То есть, по сути, эти гиганты подавали людям знак о предстоящем “нервном срыве” стихии.
…32 года назад известный крымский археолог А.Щепинский так описал наши менгиры: “Памятники стоят на одной линии, почти строго с севера на юг и обращены уплощенными сторонами к востоку и западу. Очевидно, что такая ориентация их и взаиморасположение… не случайны…”
Как не случайны усилия и воля моих земляков – современников, сумевших все – таки сгенерировать и вывести “в пучок” благородную идею: привести в первобытное состояние загадочные Скельские менгиры—наше с вами большое, пока неоцененное по праву, с нерасшифрованным языком культурно – историческое достояние—каменный зов предков…
Леонид СОМОВ.