В Украине принято считать, что стать олигархом можно лишь на газе, электричестве и металле. Но это стереотип. Огромные деньги можно заработать на чем угодно, в том числе, и на венерических заболеваниях… Об этом свидетельствует циничный пример Александра Ярошенко, экс-врача Мариупольской кожвендиспансера, а ныне – главного лица объеденной оппозиции, лидера донецкого отделения «Фронта Змін».
Личность главного политического эмиссара Арсения Яценюка в Донецке до сих пор малоизвестна широкой публике. Мы решили исправить этот недостаток. Страна должна ведь знать своих героев. Для этого мы отправились по местам «боевой славы» Александра Александровича – сначала в его родной Донецк. А затем – в Мариуполь. Там мы постарались найти и расспросить разных людей, судьбы которых, так или иначе, пересекались с Александром Ярошенко. Вот что получилось. Не судите строго…
От единичных взяток до отлаженной системы вымогательства
История о том, как обложка донецкой оппозиции умудрилась войти в клуб богатых и знаменитых таким необычным способом, началась в 1991 году. Тогда молодой врач-дерматолог Саша Ярошенко впервые переступил порог Донецкого областного кожвендиспансера. Время, кто помнит, было не ахти – каждый выживал, как мог, и чем мог. У Саши задача осложнялась необходимостью кормить молодую семью.
Выход он искал не только в благодарных подарках от пациентов, этого будущему миллионеру казалось мало. Нам удалось найти и пообщаться со старожилами донецкого медучреждения. По их словам, Александр Ярошенко одним из первых в донецкой больнице установил твердую таксу за собственные услуги и сделал ее фактически обязательной. Также молодой доктор начал на добровольно-принудительной основе продавать пациентам медпрепараты, естественно, с солидными накрутками. Однако самой сомнительной практикой молодого доктора стала постановка ложных диагнозов.
Практика врачебного вымогательства быстро достигла ушей главного врача – на то время Назима Виктора Григорьевича. Однако гнев начальства закончился ничем. Александр Ярошенко в последствии настаивал, что сумел убедить последнего в необоснованности обвинений. Однако в основе его убеждения лежал отнюдь не дар красноречия. После этого случая молодой доктор стал пользоваться статусом человека, который решает проблемы.
Пользуясь им, он моментально наладил систему снятия дани со своих коллег на «решение проблем» с начальством. А кто из персонала лечебного учреждения не понимал внедренных им принципов, очень скоро с большим скандалом и обвинениями в свою сторону вынужденно покидал больницу. По сути, Александр Александрович предвосхитил систему коррупции, которая менее чем через десятилетие буйным цветом расцветет в медицине Украины. Чем не коррупционный гений-пророк?
Налаженные отношения с начальством и финансовые потоки, выжимаемые через докторов у пациентов, превратили Ярошенко, поработавшего лишь несколько лет в больнице, в самое влиятельное после главврача лицо. С 1995 по 1996 год он занимает пост и.о. заведующего клиники, управляя хозяйством учреждения. На новом посту энергичная деятельность Александра Александровича зашла настолько далеко, что им уже начинало серьезно тяготиться руководство.
Однако «попросили» его после одного из скандалов, в ходе которого выяснились несколько сомнительных эпизодов об оседании значительных сумм в карманах и.о. заведующего, предназначенных для руководства. Скандал был замят, однако Александра Ярошенко отправляют заведовать кожно-венерологическим диспансером горбольницы №1 комбината им. Ильича (Мариуполь). Здесь Александр Александрович выстраивает обкатанную систему поборов с докторов и пациентов.
Схема вымогательства эволюционировала в создание юридических лиц частного права, которые как присоски обсели больницу, выкачивая с нее ресурсы и перенаправляя клиентуру в частную клинику Александра Ярошенко – ООО «Профимед». «Завхоз» занимается не только делами своего учреждения, но и очень скоро понимает, что торговля металлом – куда более прибыльное дело. Чтобы получить доступ к торговле им, он ищет и находит подход к хозяину ММК – Владимиру Бойко.
Тот отмечает качества молодого менеджера и принимает его в свою команду. Так, в 2006 году Ярошенко становится депутатом мариупольского горсовета, а также получает небольшую квоту в торговле металлом. С этих времен к Ярошенко потекли настоящие серьезные деньги. Однако этого Александру Александровичу было мало. В его планы входило подсадить «на иглу» ООО «Профимед» целый город. А для этого нужен был контроль над мариупольским городским дерматовенерологическим диспансером.
История подлости
В городе путь, каким Александр Александрович получил это учреждение, уже давно превратился в классический пример «подставы». Как и полагается, для начала он сделал предыдущему главврачу диспансера предложение, которое не предполагало отказ. Когда отказ все же последовал, Александр Александрович, прихватив бутылочку дорогого коньяка, отправился в кабинет главврача распивать «мировую». После того, как бутылка опустела, он, Ярошенко, не мудрствуя лукаво, прямо из кабинета строптивого доктора набрал городское управление здравоохранения и пригласил контролеров.
После этого он сам становится главврачом, несмотря на то, что, собственно, врачебной деятельностью не занимался более 10 лет. Персонал больницы диспансера, выведенный нами на разговор, вспоминает, что придя на должность главврача в 2003 году, он прямо заявил, что коммерсант и собирается не лечить, а делать деньги из учреждения. Собственно, он этим и занимался. Работа регистратуры была организована таким образом, чтобы в большинстве случаев перенаправить клиентов в ООО «Профимед». В работе продолжал практиковаться обман клиентов, когда им ставится ложный или преувеличенный по значению диагноз, за которым следует дорогое лечение.
Такой трюк особенно распространен у нечистых на руку дерматологов в случае хламидиоза или гонореи. Для перенаправления бюджетных ресурсов в свою пользу Александр Ярошенко использовал любые возможности. В результате получилось, что, к примеру, морякам азовских судов предписывалось обязательное обследование ни в государственном учреждении, а в ООО «Профимед».
Закупка дорогого оборудования для гордиспансера осуществлялась через подконтрольные фирмы с маржой, в разы превышающую рыночную стоимость оборудования. Он также не упускал возможности поучаствовать в торгах, в том числе и через медцентр «Профимеда» – соответствующая информация есть в открытом доступе на сайте государственных закупок.
В ходе своей деятельности по «подчищению» бюджетных денег и ресурсов через тендеры и прочие приемы, а также серой торговле металлами, он обзавелся сложной и достаточно запутанной системой фирм-прокладок. Их он использовал для отмывания добытых незаконным путем денег. Среди этих фирм, по нашей информации, ООО «Угле-фото», ООО «Ново-строй – 2010» , ФЛП Курячая А., ФЛП Устименко А, ФЛП Челпанов А.В., ООО «Мопус», ООО «Форсаж-Азов», ООО «Кронверк», ООО «Схидененергокомплект». Организатором и руководителем этой схемы предприятий является Северин Сергей Тимофеевич. Конечным пунктом прихода денег было ООО «ТД Яруд», основанное дочерью Ярошенко на пару с Туяховым М.Д. Последний также является одним из учредителей ООО «Магате 7», через которое и была налажена нелегальная поставка металла с ММК им. Ильича. По сути, вокруг Александра Ярошенко создан масштабный конвертационный центр
Схемы Сан Саныча процветали, и деньги текли рекой. Об этом свидетельствует масштабная скупка Ярошенко недвижимости в Мариуполе. В руках у городского медицинского олигарха оказывается салон красоты на улице Кирова, девятиэтажное здание на улице Громова вместе с кафе «Стейк – хауз», кафе «Пиццерия» на ул. Азовстальской и так далее. И это все приобретает человек, всю жизнь официально проработавший в государственном учреждении на весьма скромную зарплату.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. Грянул переломный 2010 год, в котором ММК им. Ильича меняет хозяева – вместо В.Бойко на него заходит Р.Ахметов. Новые хозяева ликвидируют схемы Ярошенко, несмотря на многочисленные усилия, предпринимаемые «доктором» для сохранения своего металлического бизнеса. Новым управленцам оказались ненужными «конвертационные услуги» докторов, которыми пользовался предыдущий менеджмент.
Параллельно началось наступление на иные сферы одного из самых влиятельных в городе людей. Так, в январе 2011 года Ярошенко пришлось уйти из клиники. По нашей информации, сделал он это не по своей воле – против него было возбуждено уголовное дело, которое долгое время стопорилось на уровне заявлений.
Что это за дело и почему про него никогда не вспоминает Александр Александрович – чуть позже. Пока же отметим, что, несмотря на свой уход, он полностью контролирует больницу. Ему удалось пролоббировать на пост главврача диспансера свою креатуру – 29-летнюю Алену Мантулу. Просто сдавать бизнес-позиции, приобретенные в городе, – не в жизненных принципах Сан Саныча. С этого времени начинается история его политического «противостояния» новым экономическим реалиям в городе. Александр Ярошенко с распростертыми объятиями принимают во «Фронт Змін» Арсения Яценюка.
В 2011 году Ярошенко и его схемам правоохранители шлют «второе китайское предупреждение». В конце лета против него было возбуждено новое уголовное дело, в ходе которого его обвинили в мошенничестве с финресурсами, присвоении и растрате госимущества, служебном подлоге. Потратив уйму сил и денег, Александру Ярошенко уголовное дело удалось закрыть. Наконец, недавно налоговики вскрыли «кошелек», выстроенный вокруг ООО «Яруд». 17 июля т.г. налоговой был проведен обыск фирмы в рамках возбужденных уголовных дел по фактам мошенничества и уклонения от уплаты налогов.
Действия правоохранительных органов Александр Ярошенко, а за ним и «Фронт Змін» поспешили объявить политическим заказом. По сути, налицо попытка перевести обычный бизнесовый конфликт за влияние в городе с криминальным продолжением в политический, в ходе которого А.Ярошенко превратился в городского изгоя. Ход более чем удачный и единственно верный. Ведь не нужно ничего объяснять правоохранителям по сути обвинений Ярошенко-бизнесмен.
Проще и понятнее пустить все в русло давления власти на Ярошенко-политика. Это еще один яркий мастер-класс по превращению одиозного преступника в непримиримого оппозиционера. Ведь, как и не бывало 20 лет преступной деятельности, паразитирования на государстве и обществе. Осталась только непримиримая борьба с несправедливостью в рядах «Фронта змін» и объединенной оппозиции, полная гонений преступной властью за счастье ограбленного им же общества.
Борьба бок о бок с надеждой украинской оппозиции Арсением Яценюком, с которым Александр Александрович собирается строить светлое будущее нашей страны. Если кто не знает, он является координатором программы «Здоровье нации» в Яценюковском теневом правительстве «Змін». И если все у Арсения Петровича сложится на этих выборах хорошо, то и Сан Саныч получит возможность реализовывать свои схемы в будущем уже не в пределах одного, пусть и большого города, а во всей Украине.
Образы этого будущего Александр Александрович не для прессы объяснил правоохранителям, наведавшимся к нему в офис 17 июля. Мол, приду к власти, сорву погоны и посажу…
Несколько важных деталей о личности донецкого оппозиционера
И вместо постскриптума – еще несколько мазков о характере героя статьи. Мы думаем, граждане Украины имеют право знать информацию об одном из вероятных будущих топ-менеджеров украинского здравоохранения. Хотя, окровенено, не дай бог…
Как рассказали нам работники больницы, которых мы вывели на откровенный разговор, в правилах экс-главврача Мариупольского диспансера было игнорировать персонал своей больницы, особенно младший. Все наши собеседники затруднились вспомнить, здоровался ли хоть раз Сан Саныч с медсестрами учреждения. Барское отношения к персоналу диспансера в полной мере испытала на себе его пожилая секретарша, которой приходилось не только чай заносить, но и чистить обувь гламурному главврачу.
В личной жизни у Александра Александровича далеко не все гладко. Все его четыре брака были недолговечны. В причины этого мы лезть не собираемся, бывает, как говорится … Интересно другое. Речь об уголовном деле, о котором мы упоминали выше и которое Сан Саныч обменял на мирный уход из больницы.
Заявителями по этому делу были родители малолетней мариупольчанки Юлии Бурко. Суть обвинений – совершение насильственных действий сексуального характера. Неоднократные заявления по данному факту много месяцев лежало в горотделе, пока делу внезапно не дали ход. В свою очередь Александру Александровичу пришлось выложить кругленькую сумму со многими нулями, чтобы снять претензии и со стороны семьи Бурко.
По совпадению, 22 июля в Мариуполе по подозрению в развращении несовершеннолетних задержан пастор церкви Исуса Христа некто Николай Иващенко. Он же – близкий друг Александра Ярошенко, одного из спонсоров церкви.
Игорь Нестеренко, Донецк – Мариуполь