Время от времени в нашей обыденной жизни происходят события, в попытках постичь которые мы произносим вопросы – заглавия произведений классической литературы: “Кто виноват?” и “Что делать?” Случаи, произошедшие в феврале текущего года в ставропигиальном монастыре Святого преподобного Паисия Величковского (Балаклавский район Севастополя), побудили вспомнить название еще одного этапного в нашей культуре романа “Преступление и наказание”. И мы видим Фемиду с повязкой на глазах. Ее рука держит весы, стрелка которых указывает на шаткое равновесие –– момент, когда можно пустить в ход меч правосудия. В истории, которая заслуживает внимания читателей нашей газеты, стрелка весов – символа, как представляется, далека от точной оценки содеянного. Итак…
Его совершил в феврале нынешнего года некто Алексей Кокуца, и не где – нибудь, а в ставропигиальном монастыре Святого преподобного Паисия Величковского (Балаклавский район Севастополя). Сюда он прибился, не имея на руках каких – либо документов. Далее поступили сведения о судимости нового послушника за совершенное преступление в одном из храмов Днепропетровской епархии. Архимандрит Гавриил (С.А. Анисимов), наместник монастыря Святого преподобного Паисия Величковского, тут же потребовал, чтобы Алексей немедленно покинул обитель. Вечером 10 февраля он оставил предоставленную ему в скромном братском корпусе келью. При этом Алексей Кокуца, изловчившись, похитил у иеромонаха Виктора (В.В. Инякина) золотые цепь и крест общей стоимостью 3700 гривен.
Этого Алексею Кокуце показалось мало. Пять дней спустя скрытно он проник на территорию святой обители. Ему удается варварским способом взломать дверь храма, освященного в честь святого преподобного Паисия Величковского. Здесь вор совершил чудовищный грех, дерзко похитив с чудотворной иконы Богородицы украшения, дары, оставленные прихожанами с молитвенной мольбой о нахождении без вести пропавших, о даровании здоровья своим безнадежно больным родственникам… По вере и молитвам людей Богородица помогала им.
На сей раз Алексей Кокуца так же скрытно, как и пришел, покинул монастырь с более богатой добычей. Он унес 25 изделий из серебра и золота (обручальные кольца, перстни, серьги, цепочки, крестики…). Их общая стоимость в денежном эквиваленте была определена в сумме 28 290 гривен.
Сотрудники Балаклавского райотдела УМВД Украины в городе Севастополе искали злоумышленника не только в Севастополе и Крыму, но и далеко за пределами полуострова. Одновременно посещались ломбарды ряда крупных городов юга страны в надежде найти похищенные в святой обители драгоценности. Мероприятия, которые, заметим, осуществлялись силовиками за бюджетные деньги, увенчались успехом. Пустившийся в бега Алексей Кокуца был найден и задержан, а выявленная в ломбардах часть похищенных им вещей из драгоценных металлов возвращена под расписку в монастырь.
…И НАКАЗАНИЕ
Возбужденное в отношении Алексея Кокуцы уголовное дело рассматривалось Балаклавским в городе Севастополе районным судом под председательством судьи Т.А. Курняковой.
Строки из приговора суда: “Кокуцу Алексея Владимировича признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 185 УК Украины, и подвергнуть его наказанию в виде лишения свободы… Согласно ст. 70 УК Украины, путем погашения менее строгого наказания более строгим определить Кокуце Алексею Владимировичу наказание в виде лишения свободы сроком на три года. В соответствии со ст. 75, 76 УК Украины освободить Алексея Владимировича от отбывания наказания… меру пресечения в виде содержания под стражей Кокуце Алексею Владимировичу изменить на подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу, освободив из – под стражи в зале суда немедленно…”
Еще одно место из приговора суда: “Принимая во внимание обстоятельства, смягчающие наказание подсудимого: чистосердечное раскаяние и активное способствование раскрытию преступления, явку с повинной, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей, возможно без отбывания наказания, то есть с применением ст. 75 УК Украины, если он на протяжении установленного судом исполнительного срока не совершит нового преступления…”
В зарегистрированном Минюстом Украины уставе ставропигиального монастыря Святого преподобного Паисия Величковского говорится, что его интересы во всех инстанциях представляет наместник обители. Но на состоявшееся 11 мая предварительное слушание дела в суд были приглашены иеромонахи Виктор (В.В. Инякин) и Парфений (В.Ф. Гумеров). Им было сказано, что о дне рассмотрения дела по существу будет сообщено либо письменно, либо наместнику по телефону. Но на состоявшееся 31 мая заседание суда не были приглашены ни иеромонах Виктор (В.В. Инякин), кстати, один из потерпевших, ни иеромонах Парфений (В.Ф. Гумеров), ни архимандрит Гавриил (С.А. Анисимов). В этом братия монастыря усматривает нарушение их прав на защиту в суде.
Если бы было обеспечено участие представителей истца в судебном заседании, удалось бы избежать в приговоре выводов и решения, которые наместник монастыря архимандрит Гавриил и братия восприняли как ошибочные. Так, в констатирующей части приговора говорится, что “подсудимый А.В. Кокуца в судебном заседании… пояснил суду о том, что имущество в виде золотых и серебряных изделий монастыря и В.В. Инякина похитил, так как ему мало платили за работу, которую он выполнял в монастыре”.
“Кокуца не являлся работником монастыря и не получал заработную плату,—говорится в жалобе, направленной архимандритом в прокуратуры районного, городского и государственного уровней.—Обвиняемый был послушником и состоял на полном иждивении монастыря”.
Наместник святой обители архимандрит Гавриил в своей жалобе настаивает на том, что Алексей Кокуца куда – либо с повинной не являлся. Его, по убеждению архимандрита, долго искала милиция. Ею и был задержан. Не было со стороны подсудимого и добровольного частичного возвращения похищенного имущества, как указано в тексте приговора. Архимандрит убежден, что в материалах дела нет документов, которые бы подтверждали факт развода подсудимого с женой и наличия исполнительного листа на выплату алиментов на двух несовершеннолетних детей.
Раздел приговора “Вещественные доказательства по делу” начинает пункт: “Мобильный телефон (указаны модель, номер), оборудованный сим – картой… переданный на хранение С.А. Анисимову, возвратить Алексею Владимировичу Кокуце (Заметил, читатель: истец—С.А. Анисимов, а ответчик—Алексей Владимирович Кокуца.—Авт.) как принадлежащее ему имущество”. Архимандрит Гавриил (С.А. Анисимов) удивлен, почему он должен отдавать преступнику принадлежащий ему мобильный телефон. В ходе следствия он был изъят сотрудниками милиции как вещественное доказательство. С Nokia были сняты тексты угроз в адрес наместника и братии. Удивительно, но в период следствия в учреждении временного содержания Алексей Кокуца, похоже, находился со своим мобильным телефоном или имел возможность пользоваться чужим.
Похищенные Алексеем Кокуцей серебряные и золотые изделия в приговоре суда названы имуществом. Наверное, в суде так принято. А как иначе? Но наместник монастыря Святого преподобного Паисия Величковского архимандрит Гавриил (С.А. Анисимов) считает: да, серебро и золото имеют свою высокую цену. Но подлинное “золото” обители—те чувства людей, на долю которых в связи с различными жизненными обстоятельствами выпали глубокие переживания. С этими чувствами, чувствами мольбы и благодарности, они преподнесли в дар монастырю самые дорогие, может, единственные у них ценные вещи. И отказать им в приеме этих даров никак было нельзя. По – моему, в приговоре суда для полноты картины нужно было отразить моральные страдания людей, которые узнали, что их дары обители попали в грязные руки.
К архимандриту Гавриилу (С.А. Анисимову) подходили отдельные люди, чтобы напомнить о христианском милосердии: “Где ваша, батюшки, правая щека?” Наместник монастыря отвечал и корреспондентам популярных киевских телеканалов (приговор суда вызвал резонанс в стране: в ряде электронных СМИ Украины были обнародованы такие же сомнения в справедливости вынесенного приговора.—Авт.) и автору этих строк: “Если бы у меня лично Алексей украл, я бы, скорее всего, простил его. Украл да украл. Похищены не серебро и золото. Нанесены глубокие оскорбления религиозным чувствам людей. Ценность не в золоте, она_в истории человеческих судеб. В этом случае надо отвечать в полном соответствии с действующим законодательством. А этого, как представляется, не произошло”.
Пребывавшего в расстроенных чувствах наместника ставропигиального монастыря Святого преподобного Паисия Величковского архимандрита Гавриила (С.А. Анисимова) ноги сами привели в здание суда Балаклавского района. В приемной Т.А. Курняковой состоялся 10 – 15 – минутный разговор, который был воспринят судьей как угроза со стороны гостя, о чем было сообщено в Балаклавский районный отдел милиции.
Месяцем раньше архимандрит Гавриил (С.А. Анисимов) решением митрополита Киевского и всея Украины Владимира был награжден правом ношения второго креста отличия наместника святой обители. Но дело не в них. Мне трудно представить архимандрита, с которым знаком не один год, сыплющим угрозы в чей – либо адрес. Неужели так и было?