Сможет ли украинская власть подчинить себе все добровольческие батальоны и укротить “Правый сектор”

Сможет ли украинская власть подчинить себе все добровольческие батальоны и укротить "Правый сектор" Сможет ли украинская власть подчинить себе все добровольческие батальоны и укротить "Правый сектор"

 

Сможет ли государство подчинить себе добровольцев и укротить "Правый сектор"?

Глава СБУ Валентин Наливайченко ровно неделю назад призвал все военизированные формирования, не имеющие отношения к Минобороны, МВД и СБУ, либо войти в состав этих структур, либо разоружиться. Обращение Наливайченко во многом касалось подразделений Добровольческого украинского корпуса (ДУК) "Правый сектор", которые воюют на Востоке под собственным командованием. А в четверг требование Наливайченко повторил и президент Петр Порошенко. "Сегодня" решила выяснить, сколько добровольческих батальонов действуют сейчас в Украине, кому они подчиняются и сможет ли государство установить над ними полный контроль?

ТРЕБОВАНИЯ СБУ. Заявление Валентина Наливайченко прозвучало на фоне конфликта вокруг компаний "Укртранснефть" и "Укрнефть", в котором принял главное участие экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский.

 

"Сейчас наступило время и военному руководству, и руководству МВД, и руководству СБУ позаботиться о бойцах АТО, предоставив им надлежащий правовой статус и возможность войти в состав законных вооруженных формирований — ВСУ, МВД, Нацгвардии или СБУ. Все остальные должны сдать оружие и оставить зону АТО, не создавая более каких-либо незаконных военизированных объединений", — заявил Наливайченко 24 марта.

Руководство СБУ имело все основания для таких требований. Ведь двумя днями ранее офис "Укрнефти" блокировали вооруженные люди. В них признали бойцов военизированной организации "Сич" из Днепропетровска, которую связывали с личностью Игоря Коломойского. Как известно, господин Коломойский помог сформировать наиболее известные добровольческие батальоны МВД — "Днепр-1" и "Донбасс". Как стало известно "Сегодня" из источников в Администрации президента, добровольцев якобы даже собирались использовать для разрешения конфликта в Киеве: "Были угрозы "вынести" АП с помощью добровольческих батальонов. По неофициальной информации, еще на прошлой неделе в Киев привезли около двух тысяч вооруженных добровольцев. Называется, привет, 90-е", — сказал нам источник.

Конфликт с участием Игоря Коломойского утих после того, как он подал в отставку с должности главы Днепропетровской ОГА. А вот вопрос разоружения различных иррегулярных формирований остался открытым. Сейчас государство контролирует добровольческие подразделения, которые действуют в составе МВД, Национальной гвардии и Вооруженных сил. Требование Наливайченко в четверг повторил и президент. Он заявил, что добровольческие формирования в зоне АТО должны перейти в состав ВСУ или Нац­гвардии, и возмутился фактами бандитизма в батальонах.

 

"У тех, кто надел камуфляжную форму и взял в руки автоматы, вместо того чтобы воевать на фронте в частях регулярных подразделений Вооруженных сил или Нацгвардии, ходит и занимается мародерством или убийством, — выжженная земля будет под ними", — пообещал Порошенко.

Однако в зоне боевых действий есть вооруженные формирования, не признающие требований президента.

"ОФИЦИАЛЬНЫЕ" БАТАЛЬОНЫ. Формирование добровольческих батальонов в составе МВД началось в апреле прошлого года в качестве подразделений патрульной службы милиции особого назначения. Сейчас в МВД и Нацгвардию входит более 30 добровольческих батальонов и рот общей численностью свыше 7000 человек. Эти формирования принесли много пользы на фронте. Например, добровольческий батальон "Азов" 13 июня прошлого года освобождал Мариуполь и сейчас продолжает защищать этот город уже в качестве полка Нацгвардии. Переход полка в распоряжение "гвардейцев" позволил азовцам получить бронетехнику и тяжелое вооружение.

Впрочем, есть и проблемы. Например, 17 октября министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил о расформировании батальона "Шахтерск" (который также, по слухам, финансировался Игорем Коломойским) "из-за неоднократных случаев мародерства в Волновахе".

В составе Вооруженных сил действуют батальоны территориальной обороны (БТрО). Как сообщили в пресс-службе Мин­обороны, они создавались согласно указу президента "О частичной мобилизации" от 17 марта прошлого года. "В октябре БТрО были переформированы в отдельные мотопехотные батальоны и включены в состав общевойсковых, танковых и артиллерийских частей ВСУ", — пояснили в пресс-службе. В Минобороны не разглашают точную численность и количество тербатов. "Во время формирования батальонов БТрО их численность колебалась в пределах 400—500 военнослужащих", — уточнили в пресс-службе МО.

Информация из открытых источников говорит о том, что в Украине сформированы более 30 БТрО. В Черниговской, Харьковской и Запорожской областях создано по два тербата, в Киевской, Кировоградской — по три, в Днепропетровской — четыре. В остальных областях, за исключением Крыма и Донецкой области, сформированы по одному тербатальону. Их боевой путь тоже нельзя считать безоблачным. Так, в январе был распущен тербат Ивано-Франковской области "Прикарпатье", который военный прокурор Анатолий Матиос назвал главным виновником иловайского котла. По мнению Матиоса, батальон бросил свои позиции под Амвросиевкой, оголив фланг группировки ВСУ. В районе Иловайска, кстати, сражались и понесли потери добровольческие батальоны МВД — "Донбасс", "Днепр-1", "Свитязь", "Миротворец" и "Херсон".

В центре различных скандалов то и дело оказывается 24-й добровольческий тербатальон "Айдар" из Луганской области. Совсем недавно — 19 марта — Генпрокуратура сообщила о задержании пятерых дезертиров-айдаровцев, прихвативших с собой целый арсенал оружия. А еще, в конце прошлого лета, правозащитная организация Amnesty International обвинила айдаровцев в издевательствах над жителями Старобельска, Северодонецка, Лисичанска и Счастья: "Как правило, бойцы захватывали местных бизнесменов и фермеров, которых обвиняли в сотрудничестве с сепаратистами… Они должны были либо заплатить выкуп за свое освобождение, либо их имущество забирали бойцы батальона".

О героических действиях тербатов пресс-служба Минобороны, к сожалению, говорит лишь общими фразами. Так, во время недавних оборонительных боев на Дебальцевском направлении хорошо себя проявили БТрО, сформированные в Киевской и Кировоградской областях; на Донецком направлении — батальон, созданный в Днепропетровской области; на Луганском направлении — батальоны, сколоченные в Харьковской и Черниговской области, и на Мариупольском направлении тербаты из Одесской, Запорожской и Винницкой областей. "Стойко удерживая позиции, они не позволяют террористическим группировкам распространить конфликт на Мариуполь и в глубину территории страны", — сообщила пресс-служба.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Обеспечение батальонов "Днепр-1" и "Донбасс" связывают с личностью Игоря Коломойского. А вообще финансирование деятельности добровольцев, как правило, происходит из различных источников. Батальон "Азов", например, получал зарплату из бюджета МВД. А вот поставки транспорта, средств связи и индивидуальной защиты шло с помощью бизнесменов, волонтеров и просто "небезразличных граждан". О том, что команда Коломойского также финансировала "Азов", стало известно в августе прошлого года, когда заместитель губернатора Днепропетровской области Борис Филатов заявил… о приостановке денежной помощи батальонам "Азов" и "Шахтерск".

"ПРАВЫЙ СЕКТОР". Требование главы СБУ сложить оружие было в первую очередь адресовано бойцам ДУК "Правый сектор", который действует самостоятельно и не хочет подчиняться даже приказам Верховного главнокомандующего. Уже в среду командир 8-й отдельной роты ДУК ПС Андрей Червень заявил, что руководство сектора "М" приказало им до 27 марта покинуть Широкино под Мариуполем, а до 1 апреля покинуть зону АТО. Начальник штаба 8-й роты Артем Луцак (Доктор) подтвердил, что командир получил ультиматум: или добровольческий корпус переходит под официальную структуру, или покидает зону АТО". Командир 5-го отдельного батальона ДУК ПС Черный пояснил, что приказ исходил от Верховного главнокомандующего, президента Петра Порошенко, и Червень может либо выполнить его, либо "как нормальный патриот, националист и украинец" и дальше воевать за свою державу там, где он сейчас находится.

 

"Это не приказ проводника (лидера ПС Дмитрия Яроша. — Авт.) и не приказ командира корпуса (Андрея Стемпицкого. — Авт.). Только если эти два человека дадут приказ, мы будем его выполнять", — заявил Черный.

Спикер "Правого сектора" Артем Скоропадский подтвердил, что добровольцы "Правого сектора" готовы подчиняться только Ярошу или Стемпицкому. "Там, на фронте, мы и без того сотрудничаем и с Минобороны, и с Нацгвардией, и с СБУ. Мы помогаем им, а они помогают нам. Мы в любом случае не присоединимся к Нац­гвардии, потому что Нацгвардия — это милиция, а мы требуем полной люстрации в МВД. Но если бы нам дали какой-нибудь отдельный статус в Минобороны или СБУ, так, чтобы мы подчинялись при этом проводнику (Дмитрию Ярошу), такое нас бы устроило. Мы не хотим, чтобы к нам приставили какого-нибудь генерала и он указывал, что нам делать", — сказал Артем Скоропадский.

Позиция представителей "Правого сектора" говорит о том, что властям будет трудно привести бойцов ДУК ПС к единому подчинению. Не лучшим выходом будет и попытка сделать это силовым путем. "У нас тут целая армия — почти 20 батальонов. Пусть попробуют, посмотрим, чем это закончится", — говорят представители ПС.

Впрочем, директор инфор­ма­ционно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец, полагает, что проблема приведения всех добровольческих подразделений под единое командование является лишь вопросом политической воли. "Если высшее руководство государства приняло решение поступить именно так, то пусть даже и со скрипом, но оно будет этого добиваться. Сейчас сделан лишь первый шаг. Потому что рано или поздно, но проблему (единого подчинения батальонов. — Авт.) придется решить, иначе они превратятся в вооруженные формирования различных политических партий", — считает Сергей Згурец.

 


Оцените статью