Крымский вояж Путина: Предложение, от которого Россия не сможет отказаться?

Крымский вояж Путина: Предложение, от которого Россия не сможет отказаться?В Украину приехал премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин. Его визит стал столь же неожиданным, как и стремительным. Зачем приезжает? Куда? Почему? По слухам, уже успевшим расползтись в информационном пространстве, украинская и российская власти снова будут говорить о снижении цены на газ. Более того – бытует мнение, что взамен приемлемой цены на “голубое топливо” украинская сторона готова сделать России предложение, от которого та не сможет отказаться. Однако учитывая “готовность” Москвы идти на уступки своим партнерам, а также ее “склонность” к альтруизму и безвозмездности, возможный предмет будущих договоренностей “слегка” настораживает. Не окажется ли так, что Украина обменяла одну высокую цену – цену на импортный газ – на другую – цену с экономическими или политическими последствиями?

К нам едет Путин

Украина принимает в гостях премьер-министра России Владимира Путина. Как рассказала директор Института мировой политики Алена Гетьманчук, ссылаясь на слова российских дипломатов, глава правительства РФ посетит Крым по приглашению украинской стороны.

О целях визита Путина не сообщается, но напрашивается догадка, что украинские чиновники пригласили российских коллег в Крым явно не для того, чтобы жарить шашлыки. Ввиду того, что наше правительство никак не может добиться от России снижения цены на газ, можно предположить, что речь снова пойдет о “наболевшем”. Тем более, что в дипломатических кругах России не забыли подчеркнуть: украинская сторона, наконец, созрела, чтобы предложить какой-то адекватный обмен за газовую скидку.

Напомним, последний раунд украино-российских переговоров прошел 7 июня в Москве и с треском провалился – украинская делегация была вынуждена пообещать, что Киев и дальше будет строго выполнять условия газовых соглашений. Вместе с тем, по словам главы “Газпрома” Алексея Миллера, цена на российский газ для Украины в четвертом квартале этого года может составить 500 долларов за тысячу кубометров. Естественно, момент, когда сея ноша станет непосильной для украинской экономики – лишь вопрос времени.

Примечателен и тот факт, что на этой неделе Министерство обороны Российской Федерации направило украинскому правительству (на имя Николая Азарова) письмо, в котором требовало выплатить долг компании “Единые энергетические системы Украины” в размере 405,5 миллионов долларов.

Наблюдатели расценили такой шаг, как игру заинтересованных лиц против Юлии Тимошенко, которая когда-то была гендиректором ЕЭСУ, и в отношении которой сейчас идет судебный процесс по обвинению в превышении должностных полномочий во время подписания злополучных газовых контрактов в январе 2009 года.

Однако данному долгу ЕЭСУ – сто лет в обед. Почему же о нем вспомнили лишь сейчас? Независимый украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут считает, что требованием вернуть давние долги компании ЕЭСУ Россия пыталась надавить на действующую украинскую власть. “Я не считаю, что письмо Минобороны РФ о погашении долга ЕЭСУ – это выпад в сторону Юлии Тимошенко. Как политик она сейчас практически полностью нейтрализована. Из публичных источников мы видим, что переговоры о пересмотре газовой формулы пока уперлись в тупик. Не исключено, что Россия сделала предостережение для действующей украинской власти о том, что документы не имеют срока давности, и долги надо погашать”, – считает он.

Надавило письмо или нет – общественности знать не дано, но уже сегодня к нам приехал Путин.

Чего тебе надобно, старче?

Из уст представителей российской власти не раз доводилось слышать, что газотранспортная система, которой так дорожат украинцы, и в посягательстве на которую постоянно подозревают Россию, на самом деле не является приоритетом российской энергетической политики, а в скором времени, когда будут построены обходные газопроводы (UBR уже писал об этом), вообще утратит для Москвы всякую ценность. Зато без российского газа, который пойдет по обходным магистралям, наша ГТС из стратегически важного объекта превратится в зарытую в землю груду металла. Эту мысль российские чиновники озвучивают с завидным постоянством, как бы пытаясь убедить Украину в отсутствии каких-либо видов на “национальное достояние” с их стороны. Однако время от времени появляются и противоположные заявления. Недавно президент Российского газового общества, вице-спикер Государственной Думы России Валерий Язев заявил, что совместными усилиями российских и украинских экспертов может быть выполнен анализ проектов модернизации объектов газового транспорта, особенно на маршруте поставок российского газа через Украину в страны Евросоюза. “Сегодня существует огромный неиспользованный потенциал газотранспортных систем России и Украины для осуществления подачи газа в страны Евросоюза. И в общих интересах обеих стран стимулировать рост потребления газа в Европе и удовлетворять этот спрос”, – сказал Язев.

Как известно, Европа обещает вложить в модернизацию украинской ГТС более миллиарда долларов на протяжении пяти лет. Исходя из заявлений вице-спикера Госдумы, складывается впечатление, что Россию не очень-то прельщает перспектива модернизации соседского газопровода без ее участия. А значит, у Москвы все же есть планы на эту магистраль.

По мнению народного депутата Украины, члена комитета Верховной Рады по топливно-энергетическому комплексу Александра Гудимы, Россию достаточно легко спрогнозировать – ее интерес кроется в дальнейшем монополизме газового рынка в Европейском союзе. “Москва, не считая затрат, строит “Северный поток” и “Южный поток”. Но эти газопроводы смогут пропускать 20-30 млрд. кубометров газа, а украинская ГТС имеет возможность пропускать все 100 млрд. Поэтому основная задача российской стороны – получить во владение украинскую газотранспортную систему. И, должен отметить, они имеют на это все шансы”, – считает Гудима.

К слову, на днях белорусская делегация повезла в Москву подготовленный проект договора купли-продажи принадлежащих государству 50% акций ОАО “Белтрансгаз”. Цена вопроса – 2,5 миллиарда долларов, столь необходимых сейчас экономике Беларуси. Если договор подпишут, то “Газпром”, который уже владеет 50% акций этого трубопровода, станет единственным собственником белорусской газотранспортной системы.

В ожидании “харьковских соглашений” – 2

То, что российский премьер Владимир Путин приезжает именно в Крым – очень показательно, считает нардеп Александр Гудима. По его словам, в этот раз шансы договориться с Россией о снижении цены на газ – достаточно высоки. “После того, как Путин проиграл переговоры в Киеве, Азаров с треском провалил переговоры в Москве. Поэтому Крым может быть той территорией, где украинская власть может пойти на “харьковские соглашения”-2″, – отмечает депутат.

По его мнению, положение Президента Виктора Януковича и премьера Николая Азарова сейчас просто ужасно: и хочется, и колется. “Во имя политического выживания они должны добиться снижения цен на российский газ, но понимают, что условия нового договора с Россией могут стать значительно более резонансными, чем пенсионная реформа и Черноморский флот вместе взятые”, – считает он. Гудима не исключает, что в ходе визита Путина может быть объявлено, что украинская сторона, наконец, согласилась на создание СП НАК “Нафтогаза” и “Газпрома” на российских условиях, создание консорциума или на передачу ГТС в концессию российскому газовому монополисту.

Как отметил независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин, сегодня все понимают, что договориться о снижении цены на российский газ невозможно без дальнейшего расширения сотрудничества Украины и России в газовой сфере. “Сейчас наиболее реалистичным может оказаться создание большого совместного предприятия, куда с украинской стороны войдет ГТС (вся либо частично), а с российской стороны – месторождение на Ямале и Астраханское месторождение. Также может быть создано несколько малых СП”, – размышляет Сапрыкин.

Однако в реализации этих планов существует небольшая загвоздка – украинская ГТС защищена законом, поэтому максимум, чего можно ожидать от крымской встречи – это подписание двустороннего меморандума о намерениях, которые еще нужно будет воплотить в нормах украинского законодательства. Но украинским властям вряд ли удастся сделать это в кратчайшие сроки. “Скорее всего, законодательство придется менять уже в сентябре. А до осени благодаря прессе и общественному мнению, в обществе начнется такое брожение, что правительство сильно задумается над принятием решения”, – отмечает депутат Александр Гудима.

“Собиратель потерянных земель”

Конечно, наблюдатели сходятся во мнении, что Россия стремится завладеть украинской газотранспортной системой, как бы российские чиновники это не опровергали. Однако, конечная цель России – отнюдь не ГТС. По мнению эксперта по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимира Омельченко, создание совместного предприятия – это только шаг, приближающий “Газпром” к главной цели – на базе СП укрепиться на украинском рынке. “Это нужно для того, чтобы влиять на экономику Украины, создавать условия для приватизации стратегических привлекательных объектов российскими бизнес-структурами, и, в конечном, итоге, усиливать экономическую и политическую зависимость Украины”, – уверен он.

Александр Нарбут считает, что Россия никогда не меняла своего отношения к Украине. “Наша страна интересует ее как элемент единого нерушимого союза. Вспомнить хотя бы слова Владимира Путина о том, что развал союза – это была большая геополитическая трагедия. В противовес первому президенту России Ельцину, Путин хочет вернуться к варианту союза и этим показать, что он собирает некогда потерянные земли”, – считает он. В то же время эксперт подчеркивает, что за желанием воссоздать союз кроется историческая практика России доминировать на большем пространстве, чем чисто государственная территория. “И к такому варианту Россия стремится вернуться. А дешевый газ и прочие обещания – это лишь приемы, которыми она заманивает бывшие республики в союзное стойло”, – уверен Нарбут.

Проси максимум – получишь то, что надо

Несмотря на все догадки и предположения, тяжело спрогнозировать, что именно предложит украинская сторона России в обмен на снижение цены газа, но уже сейчас можно констатировать, на что Украина точно не пойдет: “Мы практически гарантированно не вступим в Таможенный союз и практически точно не согласимся на объединение газовых секторов. Наше правительство уже не раз заявляло, что слияния НАК “Нафтогаза” и “Газпрома” на российский условиях не будет, потому что доля украинской стороны в таком объединении составит менее 5%, а это будет уже не слияние, а поглощение” – отмечает Владимир Сапрыкин.

В то же время стоит отметить некоторые особенности переговоров с россиянами: “Ни для кого не секрет, что Россия очень жесткий переговорщик, и всегда требует невозможного или даже неадекватного – за минимальные уступки со своей стороны требует максимальных уступок от Украины. Причем часто эти уступки носят глобальный характер”, – отмечает он.

В принципе существует целая стратегия ведения переговоров подобным образом. Ее принцип заключается в том, что одна сторона выдвигает заведомо нереалистичные условия и активно настаивает на них довольно продолжительное время. Но позже выдвигает другие условия – более либеральные или вообще такие, о которых ранее речь не шла. Шокированная заоблачными желаниями партнера и замученная безуспешными переговорами вторая сторона с радость соглашается на новые условия, и только потом понимает, что новые требования, на которые она уже согласилась, ничуть не выгоднее предыдущих. В итоге первая сторона получает желаемое, а вторая оказывается в проигрыше.

Хотелось бы, чтобы об этом помнили те, кто будет встречаться в Крыму с премьер-министром России Владимиром Путиным.

Оцените статью
Добавить комментарий