Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Получат ли крымчане доступ в закрытые замки полуострова и начнут ли восстанавливать разрушенные усадьбы, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Замки, усадьбы и дачи знатных особ, построенные в XVIII — начале XX века, после крымского референдума были национализированы.

Мы попытались выяснить, что сейчас происходит в бывших госдачах и ведомственных санаториях, расположившихся в уникальных исторических зданиях, отрыты ли они для посещения и какая судьба ждёт дворянские усадьбы, запылившиеся на задворках истории?

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Музеями на сегодняшний день являются:

• Воронцовский дворец

• Ливадийский дворец

• Массандровский дворец

• дворец «Ласточкино гнездо»

• Ханский дворец

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Юсуповский дворец

История

В 1909 году ялтинский архитектор Николай Краснов построил в Кореизе дворец для графа Феликса Юсупова. В этом же дворце состоялась женитьба Феликса Юсупова-младшего, известного как убийца Распутина, на племяннице императора Николая II Ирине Александровне. Интересно, что на месте Юсуповского дворца ранее находилась дача Анны Голицыной «Розовый дом». В Петербурге ходили слухи, что в нём проводятся некие оккультные ритуалы. Эти домыслы строились на том, что княгиня вместе со своей подругой баронессой Варварой Крюденер основала в Крыму центр магии и колдовства. Мистика преследовала это место и впоследствии: Николай Краснов, любивший обогащать свои детища оккультной символикой, украсил дворец изображениями и скульптурами героев древнегреческой мифологии.

После революции дворец попал в ведомство Всесоюзной чрезвычайной комиссии в качестве дома отдыха для её сотрудников, и постепенно за ним закрепилось наименование «госдача № 4». В 1925–1926 годах во дворце останавливался Феликс Дзержинский, а во время Ялтинской конференции 1945 года дворец стал резиденцией советской делегации во главе с Иосифом Сталиным. С 1991 по 2014 год дворец находился в ведении Управления делами президента Украины. В апреле 2014-го национализирован.

 

Ситуация

Решением правительства Крыма дворец был передан Управлению делами президента РФ. Имение по-прежнему остаётся закрытой территорией как для туристов, так и для журналистов. Отправив запрос на проведение видеосъёмки в ведомство, наши коллеги, авторы программы «Теория заговора» на канале «ИТВ», получили отказ.

«Мы не отвечаем на вопрос „почему?“, — заявили в пресс-службе Управделами президента. — Просто не считаем целесообразным — и всё».

Обычному туристу вход во дворец тоже заказан. Телефоны администрации дворца не отвечают, а за высокие ворота, снабжённые камерами видеонаблюдения, никого не пускают. Зато, как оказалось, без всяких проблем сюда проникают грабители. В Ялте полицейские при проверке багажника автомобиля обнаружили шесть картин, которые, как стало известно следствию, были украдены в ночь с 5 на 6 ноября 2014 года из Юсуповского дворца. Ну а вежливым гостям здесь, похоже, не рады.

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Дворец «Дюльбер»

История

Дворец был построен в 1897 году по заказу князя Петра Николаевича, дяди императора Николая II. Известно, что сам Пётр Романов долгие годы жил в Египте и именно там заразился мечтой построить дворец в восточном стиле на Южном берегу Крыма. Во время строительства к Петру Николаевичу приехал его племянник Николай II. Увидев сооружение с толстыми стенами, зубцами на крыше, похожими на бойницы крепости, и небольшими окнами, защищёнными глубокими откосами, он подшутил над ним: «Вы что же, собираетесь оборону от сарацин держать, дяденька?»

А Пётр Романов ответил тоже шуткой: «Как знать, Ваше величество, в русском народе говорят: не зарекайся от тюрьмы и от сумы». И действительно, в 1918 году в нём как за каменной стеной укрылись от расстрела оставшиеся в живых члены семьи Романовых. В 1922 году в имении Дюльбер была открыта одна из первых советских здравниц (называлась «Красное знамя»), в которой было 35 мест. Во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс сильно пострадал, а в послевоенные годы был восстановлен немецкими и румынскими военнопленными. Впоследствии в нём отдыхали высокопоставленные лица, а с 1991 года «Дюльбер» стал санаторием Верховной рады Украины.

 

Ситуация

Летом прошлого года по распоряжению крымского правительства госдачи № 3 «Малая Сосновка. Шатёр», № 6, 8, 9, 10, расположенные в посёлке Олива, и знаменитая госдача № 11 «Заря» в Форосе (бывшая дача Михаила Горбачёва) были переданы в ведение Федеральной службы охраны. А вот санаторий «Дюльбер» отдали Министерству финансов России. Почему именно этому ведомству, так и осталось загадкой, но администрация самого дворца об этом почему-то не проинформирована. Да и в пресс-службе министерства в Москве эту информацию узнали от нас. Один из крымских туроператоров, до которого мы дозвонились, объяснил, что сейчас экскурсии во дворец не проводят, да и сам санаторий закрыт, поскольку идёт перерегистрация. В то же время на лето номера уже почти все раскуплены. Можно ли будет в курортный сезон полюбоваться архитектурой дворца и послушать рассказ экскурсовода о последних днях жизни Романовых в нём, как это было раньше, пока не известно.

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Охотничий домик «Аскерин»

История

Ещё одно имение Юсуповых, в селе Соколином Бахчисарайского района, было построено в 1912-м, через три года после возведения дворца в Кореизе, тем же архитектором — Николаем Красновым. Дом был возведён в восточном стиле, с использованием мотивов Ханского дворца в Бахчисарае. Здание было белым с крышей цвета морской волны, а в интерьерах дворца использовался символ «голубой глаз» — мощнейший оберег от сглаза. Как гласит легенда, род Юсуповых нёс на себе древнее проклятие, наложенное ещё во времена Ивана Грозного, когда русскому царю присягнул на верность основатель рода, ногайский хан Юсуф Мурза. «Голубой глаз», по всей видимости, призван был оберегать последнего наследника Юсуповых, Феликса Феликсовича.

В усадьбе гостили император Николай II и король Португалии Мануэл II. Во времена оккупации Крыма немцами в нём был устроен бордель. В послевоенное время здесь размещалась школа, затем — сельсовет, клуб, музей, турбаза и, наконец, школа-интернат.

 

Ситуация

Дворец закрыт для посещения туристами, поскольку находится на территории детского оздоровительного лагеря «Сокол», в нём круглый год отдыхают дети, обучающиеся в Малой академии наук. В то же время само историческое здание разрушается, поскольку на его ремонт деньги в Министерстве образования, науки и молодёжи, в чью структуру входит лагерь, не предусмотрены. В стенах зияют трещины, штукатурка осыпается, и очень скоро от былого величия дворца мало что останется. Видимо, в связи с этим усадьбу решили спасти в середине прошлого года, и в правительстве Крыма подняли вопрос о его туристическом будущем.

Лариса Опанасюк, заместитель председателя Совета министров РК — руководитель аппарата Совмина РК:

«Объект планируется передать инвесторам в рамках государственного партнёрства как туристический».

Но если во дворце сделают музей и включат его в экскурсионный маршрут, куда же тогда девать детей?

Валентина Матвеева, директор Крымского республиканского детского оздоровительного учреждения «Сокол»:

«Решение Совета министров было таково, чтобы Министерство курортов и туризма дало для „Сокола“ другое помещение, которое соответствовало бы нормам и стандартам Российской Федерации. Собирались выделить в Песчаном, но там таких лагерей не оказалось, и поэтому вопрос, можно сказать, завис. У нас МАНовский лагерь, и нам нужны большие площади и отопление, чтобы была возможность и зимой оздоравливать детей».

Так что неясно, станет ли Юсуповский дворец в Соколином туристическим объектом и будет ли он отремонтирован до того, как рухнет крыша или осыплются последние следы уникальной росписи помещений. Впрочем, пока руководство лагеря поддерживает усадьбу в более-менее приличном виде и даже хранит фотографии «молодого» дворца в рамках на стенах его комнат.

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

«Ливадию» потрепали корпоративы, а Воронцовский дворец разворовал бывший директор

В июне 2012 года вокруг Ливадийского дворца разгорелся жуткий скандал. В прессу попали фотографии огромных чемоданов со звукоусилительной и осветительной аппаратурой, разложенных у входа в Итальянский дворик. Когда дворец в разгар курортного сезона закрыли для посещения, сразу поползли слухи, что здесь намечается серьёзный корпоратив, а на вечеринке должны выступить Николай Басков и Филипп Киркоров. Ради удобства высоких гостей даже демонтировали мраморный фонтан XIX века. Тем не менее директор Ливадийского дворца-музея Лариса Декушева всё отрицала. По её словам, дворец закрыли из-за того, что «возникли проблемы с подачей воды и электричеством». После огласки в прессе и обращения журналистов в прокуратуру вмешались первые лица Крыма и корпоратив перенесли в другое место. При этом сотрудники дворца не скрывали, что арендовать часть дворца можно за шесть тысяч гривен в час. Даже журналистам приходилось с трудом договариваться о съёмке: в администрации заявляли, что все услуги по съёмке (вплоть до стоимости стэндапа — журналистского монолога) внутри и даже на фоне дворца платные! По словам директора, полученные средства шли на нужды дворца. Тем не менее здание выглядит безупречно только на видных местах, едва стоит отойти в сторону — сразу просматриваются огрехи: например, за дверцей Белого зала, ведущей во внутренний дворик, зияет в потолке огромная дыра. А самому зданию всё ещё угрожает оползень, и на серьёзные реставрационные работы нужны десятки миллионов рублей. В этом году в крымском правительстве даже разработали целевую программу для финансирования Ливадийского дворца. Куда же девались заработанные на вечеринках деньги, неизвестно. Может быть, на них ремонтировали то, что ломали буйные отдыхающие?

В Воронцовском дворце, как выяснил еженедельник «Крымский ТелеграфЪ», таких проблем нет. Зато почти за два десятилетия руководства бывшего директора Константина Касперовича дворец лишился мраморных скульптур, диабазовых скамей, серебряного сервиза, тысяч старинных книг и сотен литографий стоимостью до 100 тысяч долларов за единицу. Частные отели «съели» почти полгектара территории дворца, а в самом имении Воронцова работали элитная гостиница и ресторан. Прокуратура Крыма даже возбудила уголовное дело в отношении Касперовича по факту растраты бюджетных средств в особо крупных размерах. Тем не менее Касперовичу каким-то чудом удалось стать заслуженным работником культуры — это звание он получил по указу экс-президента Украины Виктора Януковича. Что сейчас с опальным директором, неизвестно, да и растраченные ценности на миллион долларов уже не вернуть.

Зона культурного бедствия

Несмотря на недоступность знаменитых крымских дворцов и усадеб для простых крымчан и туристов, есть другая сторона медали: благодаря тому что в них располагались госдачи, санатории и частные гостиницы, сами дворцы сохранились хотя бы в том виде, в каком мы их видим сейчас. Но если на Южном берегу Крыма они были востребованы и уцелели, то в других регионах полуострова, в частности Симферопольском, Сакском, Феодосийском, дворянские усадьбы, многие из которых, между прочим, являются объектами культурного наследия, были не только разграблены, но и разобраны по кирпичам. Это касается, например, усадьбы XIX века четы Монжене в селе Пионерском. Ещё сто лет назад в нём проходили приёмы, шумели балы, а сегодня от него остался только главный дом, а точнее — полуразрушенный двухэтажный фасад. То же самое касается и усадьбы Ферсмана-Кесслера в Лозовом — здесь в старинном замке некогда были камины из цветного мрамора и удивительной красоты фонтан. При Украине не только не выделялись средства на реконструкцию этих сооружений, но даже некому было их охранять. Вот и растащили всё, что можно было унести. Сейчас, обещают в Госкомитете по охране культурного наследия Крыма, подобные памятники истории и архитектуры, которые ещё можно спасти, будут приводить в порядок.

Комментарий специалиста

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Наталия Гриненко, председатель Госкомитета по охране культурного наследия Республики Крым:

«В 2014 году за счёт средств специального фонда Рескома по охране культурного наследия на сумму 1478,7 тысячи рублей были продолжены работы на жилом доме усадьбы Петра Симона Палласа в Симферополе, который стоит на балансе ведомства. Жилой дом усадьбы Александра Кесслера в Лозовом, в котором жил Александр Ферсман, на основании договора купли-продажи с Фондом имущества Крыма находится в частной собственности с 2010 года. На момент приобретения здание находилось в аварийном состоянии. В настоящее время оно отреставрировано. Жилой дом усадьбы Кесслера (графини Монжене) в Пионерском реском неоднократно включал в программы по сохранению объектов культурного наследия, однако средства из бюджета республики на проведение противоаварийных работ на памятнике не выделялись. В настоящее время Госкомитет по охране культурного наследия включил работы на жилом доме усадьбы в проект государственной программы республики „Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым на 2015–2017 годы“. В случае выделения средств из бюджета мы сможем заказать проектно-сметную документацию и приступить к выполнению противоаварийных, а затем и реставрационных работ на памятнике. В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июня 2002 года „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ такие объекты подлежат консервации в целях предотвращения ухудшения технического состояния, ремонту, реставрации и воссозданию утраченного объекта при наличии достаточных научных данных и при условии их финансирования».

Крымские дворцы: посторонним вход воспрещён?

Александр Кульбовский, крымский исследователь:

«Дворянские усадьбы — богатейший пласт истории, который стал зоной культурного бедствия. Выдающиеся, уникальные достижения находятся в плачевном состоянии — это ещё мягко сказано. Причём по всему Крыму, и их сотни. Когда же мы наконец перестанем „разбрасывать камни“ и начнём их „собирать“? А ведь что ни усадьба — то шедевр, смешение стилей и архитектурных течений. Флигели, переходы, веранды, мезонины, мансарды по своим конструкциям были неповторимы».

Оцените статью