Российские музеи постепенно становятся всё более дружелюбными по отношению к посетителям. Бабушки-смотрительницы музея им. Щусева выходят на уличные флешмобы, музеи Гоголя, Островского, Булгакова делают экспозиции в подземных переходах. Но есть что-то, что остаётся неизменным: во многих музеях посетителям по-прежнему запрещают фотографировать экспонаты. О том, почему там нельзя фотографировать даже без вспышки, The Village рассказали в одном из самых консервативных музеев Москвы — Третьяковской галерее.

 

Почему в музее
нельзя фотографировать?

 

  

Есть вопрос: «Почему в музее нельзя фотографировать?»

Лара Бобкова

Начальник отдела
по связям
с общественностью Третьяковской галереи

В основной экспозиции Третьяковской галереи фотосъёмка возможна за отдельную плату и без вспышки. Ограничения, как правило, возникают на временных выставках. На такие выставки мы привозим экспонаты из десятка разных коллекций. Например, на выставке Натальи Гончаровой, которая сейчас проходит у нас в музее, более 400 произведений из 23 музеев и частных собраний. И каждый владелец ставит свои условия, многие просят ограничить фотосъёмку.

Возможности камер достигли такого уровня, что даже на небольшой фотоаппарат можно сделать профессиональные фотографии, а потом использовать изображения в коммерческих целях. В отличие от известных всему миру картин, выставляемых в Третьяковке на постоянных экспозициях, многие из работ Гончаровой не растиражированы в интернете, в свободном доступе хороших фотографий многих картин просто нет. В этом и смысл временных выставок, которые готовятся очень долго, два или три года, — найти и отсмотреть целый пласт произведений, которые находятся в разных собраниях, найти вещи, не опубликованные ранее.

Соответственно, принимая на временное хранение работы, мы подписываем множество юридических документов, в том числе обязуемся обеспечить защиту от фотографирования.